ТЕРТУЛЛИАН
Его:
Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. 448 с.
Фототипически - опись А, №21886
Апологетические сочинения
К язычникам.
- О свидетельстве души.
Догматико-полемические сочинения
О крещении.
- - О прескрипции еретиков.
- Против Гермогена. - О
плоти Христовой. - О воскресении
плоти. - Об идолопоклонстве.
Против Маркиона. СПб.: Изд-во Олега Абышко; Университетская книга - СПб., 2010. 577 с.
Практико-аскетические сочинения
К мученикам.
- О зрелищах. - О
молитве. - О покаянии.
- О терпении - К
жене. - О женском убранстве. - О
поощрении целомудрия.
О женских украшениях - пер. 1847 года.
Отдельное издание (Алетейя, СПб., 2000): О
плаще.
О нем:
Спасский, 1906; Киприан Керн,
1935; Мейендорф, 1980;
популярно Амман;
Gift, Kevin E. Defending Tertullian's orthodoxy: A study on third century Christianity Th.M. dissertation, Liberty University, 2012, 96 pages.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс, свящ. (ок.155-ок.220), раннехрист.
латиноязыч. писатель, апологет. Род. в Карфагене, в семье офицера.
После прохождения курса наук стал адвокатом. Воспитанный в язычестве,
Т. обратился в христианство и принял сан пресвитера (ок.193). Вскоре
он переехал в Рим, где служил Церкви, не оставляя адвокатской практики.
Богословские и полемические трактаты Т. распространились по всему
латинскому миру. Пламенный темперамент Т., блестящий лит. стиль
сделали его одним из самых популярных лат. писателей христианства
своего времени. Ок. 207 суровый ригоризм привел его в секту монтанистов,
к-рая пыталась искусственно возродить обычаи первохрист. общин.
Тем не менее авторитет Т. как писателя и богослова не был отвергнут
Церковью. Т. не писал спец. толкований на Библию. Для библ. науки
большое значение имеют его свидетельства исагогического характера.
В частн., он указывал на неполноту *канона, составленного *Маркионом.
По его мнению, ересеарх «открыто и упрямо совершил убийство над
Писанием» («De
praesсriptione haereticorum», в рус. пер.: «Об отводе дела против
еретиков», 38). Т. подчеркивал, что разрыв с апостольским *Преданием
искажает истину даже тогда, когда сохраняется неповрежденным текст
Библии. Так, представитель гностицизма *Валентин «удалял собственный
смысл отдельных слов и влагал в них свой, не принадлежащий им» (там
же). «Мы имеем, — писал Т., — своими наставниками апостолов Господа,
к-рые сами ничего не изобрели по своей воле и принятое от Христа
учение верно сообщили народам» (там же, 6). В памфлете «Против Маркиона»
(IV,2,5) Т. подтверждает предание о ев.Марке как переводчике (толкователе?)
ап.Петра. Он указывает на свидетельство *Церкви как на доказательство
апостольского происхождения Евангелий. Впрочем, в отд. случаях,
когда не сохранилось преданий об *авторстве нек-рых свящ. книг,
Т. предлагает собств. гипотезы об их происхождении и *атрибуции.
Так, в трактате «De pudicitia» (рус. пер.: «О стыдливости», 20)
Т. приписывает Евр ап.Варнаве.
M i g n e. PL, t.1-3; в рус. пер.: Творения Кв.Септ.Флор.Тертуллиана,
К., 1910, ч.1-2, 1915, ч.1-3. l М а з у р и н К.М., Т. и его творения,
М., 1892; П о п о в К., Т., его теория христ. знания и основные
начала его богословия, К., 1880; П р е о б р а ж е н с к и й П.Ф.,
Т. и Рим, М., 1926; Ш т е р н о в Н., Т., пресвитер Карфагенский,
Курск, 1899; Щ е г л о в Н., Апологетик Тертуллиана. Библиографич.
исследование, К., 1888; ЭСБЕ, т.33; B a r n e s T.D., Tertullian,
Oxf. (USA), 1971; O’M a l l e y T.P., Tertullian and the Bible,
1967; Q u a s t e n. Patr., v.2; проч. библиогр.см. в ст. Святоотеч.
экзегеза.
|