Василий Васильевич Болотов
См. историки; библиография.
О нём.
Его:
Лекции по истории древней Церкви. Тт. 1-4. СПб., 1907-1918. Репринт: М., 1994.
В Описи А все четыре тома вместе под №584. С закладками.
Т. 1. Введение в церковную историю. 234 с.
С. 1. Предварительные понятия. С. 39. Вспомогательные науки для церковной истории. С. 106. Источники церковной истории: надписи, печати, монеты. - Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания. Историография греческая - латинская - восточная. С.212. Разделение на периоды.
Опущено предисловие А.Бриллиантова, поясняющее, что использованы были черные материалы: авторизованные литографированные лекции 1885 г., 1886 г., 1889.
Т. 2. До Константина.
I. Церковь послеапостольская и римская империя.
Мученичество. Причины
гонений на христиан. С. 1-43.
История гонений. Период
первый от Нерона до Флавия Климента. С. 43-60. Период
второй. От Траяна до Гордия и Филиппа. С. 60-116. Период
третий. От Декция до Максимина и Миланского эдикта. С. 116-165.
II. Апологии христианства
и языческая полемика. III. Полемика с гносисом. 165-235.
IV. Распространение христианства: на
востоке. С. 235-277. На
западе. С. 278-300.
ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал
церковной дисциплины и обряда.
I. Раскрытие учения о Богочеловеке ("богословская" стадия по преимуществу: учение о Св. Троице) (Монархианство, Тертуллиан, Ориген и др.).
II. Ориген.
III. Монтан.
IV. Расколы Каллиста и Ипполита, Новата и Новатиана. - Спор о крещении еретиков. - Донатисты. - Мелитиане.
V. Споры о времени празднования пасхи.
VI. Церковный строк в первые
три века христианства. С. 452-466 (до конца II тома). Примечания
Том III. История Церкви в период вселенских соборов.
С. 1. Общий характер этого периода.
Отдел 1. Церковь и государство. 1. Обращение Константина Великого. 2-3. Отношения церкви с государством после Константина до Юстиниана. 4. Борьба с язычеством. 5. Права и привилегии Церкви.
Отдел 2. Церковный строй. I. Клир и иерархия. II. Формы церковного союза: Парикия, митрополия, экзархат, патриархат. - Рим. - Соборы и оценка развития.
О дате рождения Христа. Каков был вероятный порядок
празднования Пасхи у первых христиан
О нем:
Сидоров; Б. и немецкая церк. история - Никитин,
2000; Б. и филиокве - Андрианов,
2000. о его стиле - Мусин, 2000;
Сплетено вместе в Описи А, №585:
- Библиография из Христ. чтения, 1907 г.
- Митр. Анатолий Грисюк, памяти Б. Труды КДА, 1910.
- Белюстин Петр. Воспоминания о детстве Б. Христ. чтение, 1900.
- Бриллиантов А.И, Биографический очерк о Б. Христ. чтение, 1910.
- Бриллиантов А.И. Болотов и споры о Филикове. 1913.
- Бриллиантов А.И, Болотов как церковный историк. 1901.
- Мелиоранский. Византийский временник, 1900, т. 7.
- Сборник "Памяти Болотова" 1910 года: П.Жукович, А.Акимов, еп. Варшавский Николай, П.Лепорский, М.Орлов, А.Бриллиантов. В связи с установкой мраморного бюста в актовом зале академии.
- Уберский А.И. Памяти Б. Христ. чтение, 1903.
- Венок на могилу Болотова, 1900: речи митр. Антония Вадковского, П.Жукович, Сергий Страгородский, Т.Налимов, Аквилонов, А.Карташев, В.Успенский, М.Орлов, А.Лавров, М.Рубцов, И.Е.Евсеев, А.Судаков, В.Потапов, И.С.Пальмов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня Б’ОЛОТОВ
Василий Васильевич (1853-1900), рус. правосл. историк Церкви. Род. в с. Кравотынь
Тверской губ. Окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА
(1879). Еще в студенч. годы поражал всех «изумительным знанием Свящ. Писания и
свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту».
Знал евр., сир., араб. и др. древние языки. Магистерская дисс. Б. «Учение Оригена
о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием
в рус. церк.-историч. науке. Б. был профессором древней церк. истории в СПб.ДА.
«Как профессор и лектор В.В. поражал своих слушателей способностью и прямо искусством
живого, творческого художественного воспроизведения прошлой жизни». Его труд был
поистине подвижническим, а кончина — кончиной праведника («Христос идет» — были
его предсмертные слова).
По словам *Тураева, друга и коллеги Б., он поднял уровень
науки в академии на новую ступень. Посмертно изданные его «Лекции
по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классич.
образцом правосл. и одновременно строго науч. метода исследования.
В этом труде Б. не рассматривал апостольский период, считая его
частью библ. науки, однако посвятил этому времени две работы. Одна
из них — «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка»
(СПб., 1893, вып.4). Привлекая данные египтологии, Б. сумел датировать
свидетельство древнего текста о ев. Марке и установил, что его смерть
последовала 3 апреля 63. Работа эта имеет большое значение, поскольку
сведения о начале христианства в Египте весьма скудны. Той же эпохе
посвящена его изданная посмертно статья «Гонение на христиан при
Нероне» (Спб., 1903). К ветхозав. тематике относится работа Б. «Валтасар
и Дарий мидянин. Опыт решения экзегетической проблемы» (СПб., 1896),
к-рая затрагивает одну из труднейших хронологич. проблем ВЗ. Б.
в этой работе поставил вопрос о расхождениях между свидетельствами
1-й Кн. Ездры и древневост. памятников (к-рые связывают падение
Вавилона с именем Кира) и данными Кн.Даниила, согласно к-рым вавилонского
царя Валтасара сменил «Дарий мидянин». Не располагая тогда в достаточном
объеме материалом по древневост. археологии, Б. не мог решить этого
вопроса, но рассмотрел его с исчерпывающей для того времени полнотой.
l Б р и л л и а н т о в А.И., Проф. В. В. Б.: Биографич.
очерк, СПб., 1910; М а к а р о в с к и й А., Подвижник
церк. науки: К 100-летию со дня рождения проф. В.В.Б., ЖМП, 1954,
№ 1; Материалы к «Богословскому словарю», БТ, сб. 28, 1987, с. 350;
*М е л и о р а н с к и й Б.М., В.В.Б. (Некролог), «Визант.
временник», 1900, вып. 3; *С о л о в ь е в В.С., В. В. Б.:
(Некролог), Собр. соч., СПб., 19132, т. 9; *Т у р а е в Б.А.,
В. В. Б., ЖМНП, 1900, № 8.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению Болотов ВАСИЛИЙ Васильевич (1854—1900)
Василий Васильевич Болотов родился в 1854 году в селе Кравотыни Тверской губернии
в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. В девять лет он был отдан в
Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную
семинарию, в 1875 году—в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил
в 1879 году со степенью магистра богословия. В.В. Болотов защитил диссертацию
на тему «Учение Оригена о Святой Троице»; защита, по свидетельству современника,
«была истинным праздником избранника науки». Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893
года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую
степень доктора церковной истории.
С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной
истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При
своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич
принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было
поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение
имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя
Старокатоли-
16
ческой комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе
календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных
книг на финский язык.
В.В. Болотов обладал недюжинными знаниями в разносторонних областях и в некоторых
был единственным авторитетом. «О Болотове как историке, — писал протоиерей Георгий
Флоровский, — всего больше свидетельствует его академический курс, изданный по
студенческим записям после его смерти. Особенно важен четвертый том, посвященный
истории богословской мысли в период Вселенских Соборов. Здесь сказывается в полной
мере дар исторической композиции и проникновение богослова, и сразу чувствуется,
что все построение методически проверено во всех частностях и подробностях. У
Болотова всегда чувствуется эта особая надежность и достоверность».
В.В. Болотов превосходно владел древними классическими языками и рядом европейских
языков. Он также изучил коптский, сирийский, армянский, грузинский, арабский и
персидский языки.
Некоторые статьи В.В. Болотова остались неопубликованными. Часть из них сохранилась
в его личном архиве, находящемся в Российской национальной библиотеке, фонд 88.
Усердные труды, сидячий образ жизни привели к тяжелым последствиям — со временем
у него развилось хроническое воспаление почек, осложненное болезнью печени и сердца,
которая быстро и неожиданно для всех свела его в могилу. Василий Васильевич Болотов
скончался 5 апреля, в среду Страстной недели, 1900 года и был погребен на Никольском
кладбище Александро-Не-вской Лавры.
«Будучи как церковный историк богословом по профессии, — писал профессор А.И.
Бриллиантов, — он не только весьма был далек от пренебрежительного отношения к
светской учености, но самим делом доказывал признание высокого значения ее. Но
в то же время, с уважением и интересом относясь к светским наукам, высшую цель
их он видел в свободном служении богословию как высшей науке в системе человеческих
знаний».
17
Печатные труды
6. Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетич. пробл.: A. Antedatirung
или Postdatlrung? Спорный вопрос в вавилонской хронологии; Б. Имя «Астиаг». —
СПб.: Скоропечат. и лит. Пухира, 1896. — [4] , с. 279—341. — Библиогр. в примеч.
— Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896. — № 2.
7. I. Гонение на христиан при Нероне; II. К вопросу об Acta martyrum Scllitanorum.
— СПб.: Тип. Меркушева, 1903. — 50 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1903.
8. I. Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерковных Соборов вместе с апостольскими
правилами, изд. проф. Фр. Лау-херта; II. Примечание относительно коптских переводов
Откровения о седьминах. — [СПб., 1896]. — 18, 3 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение.
— 1896. — № 2.
9. Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии
по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б.А. Тураева.
— СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. — 36 с.: табл. — (Памятники эфиопской письменности;
9). — Отт. из: Визант. временник. — 1910. —Т. 17.
10. Заметки о селе Кравотыни. — СПб.: Тип. Меркушева, 1910. — 14 с. — Извлеч.
из: Христиан, чтение. — 1910. —Апр.
11. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп.
Финляндскому Антонию) — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 18с. — Извлеч. из: Христиан,
чтение. — 1914. —Март.
12. Из истории Церкви Сиро-Персидской. — СПб.: Тип. Лопухина, 1901. — [4],
197 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1898.
13. Из церковной истории Египта. — СПб.: Тип. Елеонского, 1884—1893.
Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee
sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. — C. 187—189;
1883. — p. 17—25 et 27— 33; 1884. — [2], 132 c. — Извлеч. из: Христиан, чтение.
— 1884— 1885.
Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique,
publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. —
C. 187—189; 1881. — C. 21—25; 1883. —
18
С. 17—25 и 27—33; 1886.— С. 133—177.— Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1886.
— № 3—4.
Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431
г.: По The church quarterly review. — 1891, October. — 1892. — С. 179—254. — Извлеч.
из: Христиан, чте- -ние. — 1891—1892.
Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. — 1893.
— С. 257—342. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1893. — С. 122—174, 405—434.
14. Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). — [СПб.]: Тип.
Елеонского, Ценз. 1882. — 41 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1882. — № 11—12.
15. К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип.
Меркушева, 1914. —VI, 138 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение.— 1913. — № 4. — С.
431—457; № 5. —С. 573— 596; №6.— С. 726—746; № 7—8. — С. 921—927; № 9. — С. 1046—1059;
№11.— С. 1289—1309; № 12. —С. 1391—1414.
16. К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию)
— СПб.: Тип. Меркушева, 1914. —С. 555— 580. — Извлеч. из: Христиан, чтение. —
1914. — Май.
17. К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким.
— СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. — 66 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. —
1882. — № 9—10.
18. К истории императора Ираклия. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908.
— 57 с. — Библиогр. в примеч. — Отт. из: Визант. временник. — 1907. —Т. 14.
19. Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской
Духовной Академии... в 1884/5учеб. году.—СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885.
— 247 с. —Литогр.
20. Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.]
проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907.
1: Введение в церковную историю. — 1907. —VIII, X. 234 с. — Прил. к: Христиан,
чтение. — 1907.
2: История Церкви в период Константина Великого. — 1910. — XVIII, 474 с. —
Прил. к: Христиан, чтение. — 1908, 1909, 1910.
3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2.
Церковный строй. — 1913. —XIV, 340 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1911—1913.
2*
19
4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли.
— 1918. — XVI. 600 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1913—1918.
21. Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам
С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. — [СПб., 1895]. — 432 с. —
В норме загл.: Общая церковная история.
22. Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур.
С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. — СПб.: Литогр. Гробовой,
Ценз. 1889. — 373, 75 с.
23. Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского
коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). — СПб.: Тип. Катанского, 1893.
Вып. 1, (гл. 1—10). — 1893. — 118 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1891.
— Март — апр. — Нояб. — дек.
24. Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8
ноября?: Эортол. этюд. — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 56 с. — Извлеч. из: Христиан,
чтение. — 1892. — Нояб.—дек.
Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов
день». — 1893. — С. 61—94; 177—210 (паг. 2-я). — Извлеч. из: Христиан, чтение.
— 1893. — Янв. — февр.
25. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении
абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. — СПб.:
Тип. Елеонского, 1888. — III с. — Библиогр. в примеч. — Извлеч. из: Христиан,
чтение. — 1888. — № 1—2, 7—8.
26. Об армянском церковном годе. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912.
— С. 267—276. — Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912.—Т. 1, вып. 3.
27. Общая церковная история: Лекции. — [СПб.]: Типо-лит. Яз-довского, [1886].
— 336 с. —Литогр. изд.
То же. — СПб., 1896. — 379, 24 с. '. То же. — СПб.: Лит. Богданова, 1897.
То же. — [СПб.]: Лит. Фомина, [1898]. — 375 с. — Загл. на 1-й с.: Распространение
христианства.
28. Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской
Духовной Академии преосвященным
20
Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). — [СПб.]: Тип. Елеонского,
[1887J. — 24 с. — Библиогр.: с. 1—3. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1887. —
№ 5—6.
29. Описание четвертой эфиопской рукописи Библиотеки С.-Петербургской Духовной
Академии: Codex Aethloplcus Sablerianus Membranaceus 4. — СПб.: Печатня Яковлева,
1900. — 40 с.: табл. — Извлеч. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб.
год.
30. Отзыв экстраординарного профессора В.В. Болотова о сочинении профессора
А.И. Садова: Читано в собрании Совета С.-Петербургской Духовной Академии 18 дек.
1895 г. — СПб.: Печатня Яковлева, 1900. — 106 с. — Отт. из: Протоколы Совета Академии
за 1895/96 учеб. год.
> 31. Подробный конспект лекций по общей церковной истории, читанных студентам
С.-Петербургской Духовной Академии, 1886/ 7 учеб. год. — СПб.: Типо-лит. Яздовского,
1887. — 182 с.
32. Рецензии сочинений, удостоенных Учебным комитетом при Св. Синоде премии
преосвящ. митрополита Макария в 1886 г. — [СПб.|: Тип. Елеонского, 1886. — 64
с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1886.
33. Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов
день». — СПб., 1893. — 19с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1893. — Янв. — февр.
34. Список статей и заметок, напечатанных в «Церковном вестнике» и «Христианском
чтении» от 1880 до 1893 г. с замечаниями ad Instar retractatlonum; 2. Письмо и
две записи о неоконченной работе о Рустике. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907. — 26
с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1907.
35. Студенческие записи лекций по общей церковной истории, читанных студентам
С.-Петербургской Духовной Академии в 1887— 1888 уч. г. — СПб.: Типо-лит. Яздовского,
[1888J. — 392 с. — Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки.
36. Учение Оригена о Святой Троице. — СПб.: Тип. Елеонского, 1879.—VI, 452с.
37. Ученые заметки и письма проф. В.В. Болотова, относящиеся к сношениям его
с Комиссией по переводу богослужебных книг на финский язык. — СПб.: Тип. Меркушева,
1906. — Март. — С. 379—390; Май. — С. 671—696.
21
Биогр. очерк А.И.Сидорова:
Р. 31.12.1853. Сын нищей поповны, бывшей замужем за дьячком Осташковского
собора. Отец утонул за полтора года до рождения сына в Селигере, загоняя стадо
гусей. Вернулась в родное село Кравотынь. Унаследовал от матери фотографическую
память -- ничего не мог забыть. С детства книжник, посещая осташковскую синагогу,
выучил еврейский, вообще способности к языкам. С юности признан был всеми как
"знайка", причем без возмущения. Целомудренен: "Всегда ровный, всегда приветливый,
всегда готовый побеседовать и рассказать что-либо, никогда не куривший и не пивший
ни водки, ни вина, и в то же время всегда находившийся среди товарищей, позволявших
себе иногда слова и действия не одобрительные ... он невольно всех располгаал
в свою пользу. Ни от кого он не сторонился, никому не сказал слова порицания или
осуждения. Напротив, показывая вид, что ничего не видит и не слышит, он шутил,
цитировал Гомера, Цицерона, припоминал какие-либо случаи из своей жизни и, вообще
говоря, и сам благодушествовал и других заставлял благодушествовать" (XVII). Кандидатская
и магистерская об Оригене. Превосходство было столь несомненно, что после смерти
Чельцова в марте 1878 Болотова, студента третьего курса, делают профессором в
обход преподовавшего у Болотова же латынь А.И.Садова -- но при этом отношения
с Садовым не испортились. Доктора получил по совокупности. Членкор.27.5.1899 умерла
его мать, через десять месяцев он сам, вопреки ожиданию докторов. аскет. Скрытен.
Bene vixit, qui bene latuit. Не любил петь в храме, но долгие службы отстаивал
все. Жил в скромной двухкомнатной квартире, набитой книгами. Ум. 5.4.1900.
Последние слова: "Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу" - ВРХД,
168, с. 118. Был в комиссии по календарной реформе - резко против реформы. Вызвал
скандал защитой филиокве как теологумена.
1888 - перевод на итальянский
его брошюры об Эфиопии и скандал вокруг.
Сидоров: теологумена не существует, а догматы
динамичны, учение Паламы - догмат (!: "Но и на православном Востоке
"догмат" (в его "динамическом аспекте") отнюдь не оставался в некоей
стабильной неподвижности, иначе бы Константинопольские соборы 1341
и 1351 гг. не подвели черту под исихастскими спорами и не вынесли
догматических определений, утверждающих полную православность
учения св. Григория Паламы. Отсюда вытекает и ненужность понятия
"теологуменон": "богословские мнения" святых отцов, признгаваемые
Церковью, как бы "кристаллизуются" в "догмат" (хотя бывает, что
некоторые из этих мнений отвергаются), Момент такой окончательной
"кристаллизации" не всегда улавливается нашим взором: здесь происходит
своего рода "диалектический скачок", который не сразу фиксируется
"статикой понятий". Так произошло и с догматом об исхождении Святого
Духа". C. XXXIV.
Сидоров попрекает Болотова, что тот считает Церковь организацией,
не тождественной Царству Божию - впал в прелесть позитивизма. Цитатки
из Новоселова и Мансурова.
О Болотове историк А.Мусин;
его отношения с Глубоковским, Богданова, 2000.
|