ИЛАРИОН ТРОИЦКИЙ
Его:
1927,
4 ноября - письмо против сергианства.
Выступления в защиту "сущности революции", 1923, цит. Агурским.
По образу Святой Троицы. 2 изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. 174 с. Иларион. Триединство Божества и единство человечества;
О нем:
Подробный биографический очерк (кажется,
Орловского, надо проверить). брошюра Иоанна Сычева, 1997. Кротов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ИЛАРИОН (Владимир Алексеевич Троицкий), архиеп. (1886-1929), рус.
правосл. богослов. Род. в с.Липицы Моск. губ., в семье священника.
В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.
В 1913 получил степень магистра за труд «Очерки по истории догмата
о Церкви» (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был профессором
и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917-18, на к-ром
выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан в
1920 во еп.Верейского, викария Моск. епархии. С 1923 архиепископ.
Был репрессирован. Скончался и погребен в Ленинграде.
И. приобрел популярность как вдохновенный проповедник и выдающийся
экклезиолог. В своих трудах он стремился начертать идеал Церкви
как общности людей, живущих благодатной силой Св.Духа. В тесной
связи с экклезиологией стоит и очерк И. «Священное Писание и Церковь»
(М., 1914), в к-ром намечены общие контуры правосл. учения о Библии.
И. противопоставил его школьному взгляду о «двух источниках Откровения»
и протестантской *библиолатрии (см. ст.: Предание и Библия; Церковь
и Библия). Протестантизм, особенно либеральный, делал ударение на
религ.-этич. учении, к-рое изложено в Библии; между тем, как отмечает
автор, Христос и Его апостолы проповедовали не новую доктрину, а
новое бытие. Основные понятия веры новозав. благовестие берет из
ВЗ, к-рый был признан Церковью «с самого начала». «В смысле учения
Новый Завет ничего нового по существу, совершенно нового
не дает». Новым является факт Воплощения и благодатная жизнь во
Христе и в Духе, т.е. жизнь в Церкви. Поэтому нельзя отсекать Библию
от Церкви. Церковь, основанная Богочеловеком, есть первичная реальность.
«Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания
Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами
уже после: в течение более нежели полустолетия от начала исторического
бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники
своего устного благовествования. Написали они для Церкви уже существовавшей».
Из этого факта вытекают суждения И. о концепциях протестантизма
и отечественного школьного богословия. Ошибка протестантизма в забвении
того, что «Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной»,
что оно «явилось в недрах Церкви». Протестантизм признает боговдохновенным
*канон Библии, но ведь и само «понятие обязательного канона Священного
Писания есть понятие исключительно церковное, совершенно неотделимое
от Церкви». Отделение Библии от церк. традиции создает произвол
в понимании смысла Слова Божьего. «Если нормы церковные отвергнуты,
то человек остается с Писанием, так сказать, наедине и при истолковании
Писания каждому нужно руководиться своим так называемым здравым
смыслом». Но этот критерий крайне ненадежен. Столь же спорно, по
И., искусств. разделение источников вероучения. Писание и *Предание
Священное едины. «Не потому Церковь имеет истинное вероучение, что
она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а только
потому, что она есть именно Церковь Бога живого». На границе экклезиологии
и библиологии стоит и работа И. «Краеугольный камень Церкви (Мф
16:13-18)», посвященная обетованию Господа ап.Петру («В память столетия
МДА», сб. ст., Серг. Пос., 1914). В ней автор приходит к выводу,
что «вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему
объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле,
в каком Он исповедан». Взгляды И. на Церковь и Писание не были до
конца разработаны, но оказали влияние на дальнейшее развитие богосл.
мысли Православия. В инославии идея единства Писания и Предания
нашла отражение в документах II *Ватиканского собора.
u Ветхозав. пророч. школы, ВиР, 1908, № 18-20; Основные начала
ветхозав. священства и пророчества, там же, 1909, № 9; Гностицизм
и Церковь в отношении к Новому Завету, БВ, 1911, № 7-8; Рецензия
на кн.: (Д.В.Рождественский. «Учебное руководство по Свящ. Писанию»,
ч.1, Пг., 1915) БВ, 1915, № 4; Вифлеем и Голгофа, «Отдых христианина»,
1916, № 12.
l В о л к о в С.А., Архиеп. И. (Троицкий), «Вестник РХД», 1981,
№ 134; М а н у и л, РПИ, т.3, с.211.
|