МЕЛХИСЕДЕК
См. катехизис.
М. появляется в Библии как покровитель Авраама, предшественник Давида
и прообраз Христа.
1. Мелхиседек и Авраам (Быт 14). - М. царь и, следовательно, священник
Салима (отождествляемого в Пс 75.3 с Иерусалимом) предлагает Аврааму трапезу хлеба и вина по
обряду союза (Быт 31.44-46; Ис Нов 9.12-15); он преподает Аврааму свое
благословение и получает
от Авраама дань за свое покровительство.
Все эти действия совершаются перед лицом Эль Элиона, Бога Всевышнего, прародительского Бога семитских племен,
к-рого М. считает по меньшей мере Всевышним Богом, а Авраам - Единым. Главная
роль здесь принадлежит М., священнику не иудейскому. Еврей Авраам, прародитель
священников колена Левиева, занимает по отношению к нему низшее положение.
Раввинистическое толкование замалчивало это; хр-ское же - оживило в памяти.
2. Мелхиседек и Давид (Пс 109). - Утвердившись в Иерусалиме, Давид
проводит как бы политику освоения. 109-й псалом представляет царя Израильтян
как продолжателя славного М. Ягве клянется своему помазаннику как царю в Иерусалиме: «Ты священник вовек
по чину Мелхиседека.» Гиперболическое выражение по отношению к преходящим
мессиям становится истинным для последнего Мессии, к К-рому после Изгнания
псалом 109-ый обращает надежды Израиля. Тем, кто читает его, воистину предстоит
в упованиях Спаситель, сочетающий в Себе священство и царство. Пророки
возвестили, что в грядущем власть царская и власть священническая соединятся
(Иер 33.14-22; Зах 3-6). Нек-рые требовали, чтобы царская власть принадлежала
первосвященнику. Так и было у Маккавеев (1 Макк 10.20,65; 14.41,47). На
это возлагали надежды иудейские составители «Заветов Двенадцати Патриархов»
(в особенности Завета Левия). Другие, напротив, сохраняя верность направлению,
данному М. и Давидом, предпочли признать верховное священство за будущим
царем. На деле же, тесное единство очищенного испытанием царства и подлинного
священства осуществилось только в Иисусе Христе.
3. Мелхиседек и Иисус (Евр 7; ср 5.6-10; 6.20). - Иисус
как ч-к происходит не только от Авраама, но прежде всего от Адама (Лук
3.23-38). Согласно посл, к Евр., Иисус-священник осуществляет совершенное
священство, не связанное со священством Левия (Иисус и происходит из колена
Иудина). Ему присуще царское священство Мессии, сына Давидова, преемника
Мелхиседекова (Пс 109). Уже в кн. Быт. этот священник-царь выше священников-левитов,
ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились
перед ним, получили его благословение и принесли ему дань.
Образ, имя и сан М. как бы намечают черты Иисуса. Появившись «без конца
и начала», он предвосхищает Христа - вечного священника. Имя Мелхи -
седек значит: «Мой царь - правосудие». Царь Салима почти однозвучно
царю Шелома, т.е. царю мира (покоя). А именно Иисус
и принес миру справедливость и мир. Торжественная клятва 109-го псалма
не касается священников-левитов, грешных, смертных и, следовательно, многочисленных,
сменяющихся из поколения в поколение, служителей уже превзойденного Завета.
Клятва эта обращается к Царю-священнику, истинному сыну Давидову, Иисусу
непорочному, бессмертному и, следовательно, единому, к служителю Нового
и окончательного Завета-Союза, ознаменованного Хлебом и Вином, как некогда
договор с М.
Т. обр. М., чуждый Израилю, принадлежащий к «народам», но человек благочестивый,
«самоучка в познании Бога» (Филон), могущественный друг Авраама, признанный
Давидом, предвосхищающий Иисуса, был необычайно возвышен. Имя М. упоминается
в требнике (при освящении алтарей) и в служебнике (в евхаристической молитве).
Он - свидетель всемирности Божиих замыслов. Бог, чтобы привести нас ко
Христу, пользовался не только Израилем, но и язычниками.
РЕВ
См.: Аарон 2 - благословение II 3 - Бог
ВЗ II 1 - Иерусалим ВЗ I 1 - Мессия
НЗ II 2 - народы ВЗ 2 б
- священство ВЗ I 1,3, НЗ I 3 - сотворение ВЗ I - хлеб
II 2
|