ДЕНЬ
ГОСПОДЕНЬ
Для верующего история не есть бесконечно возобновляющийся цикл; в ней
есть движение вперед, отмеченное посещениями Богом в избранные времена, дни, часы, сроки: Господь пришел, приходит непрестанно и придет
Судить мир и спасти верующих. Чтобы обозначить особо знаменательные
явления Божий в ходе истории, рассматриваемой как одно целое, употребляется
особое выражение «День Господень», иногда сокращенно «День» или «тот День».
Прежде всего это историческое событие, день в абсолютном смысле, день торжества
Бога над Своими врагами. Затем это культовой термин, обозначающий день,
особо посвященный поклонению Богу. Взаимная связь между этими двумя значениями
ясна. В культе вспоминается и возвещается определенное явление
Бога в истории; и это историческое событие, как исходящее от Бога, выходит
за пределы времени; оно принадлежит к вечному Божиему настоящему, к-рое
через культ актуализируется в историческом времени.
ВЗ
I. ВОЗВЕЩЕНИЕ ДНЯ ЯГВЕ
Ожидание молниеносного действия Ягве в пользу Израиля выражалось, по-видимому,
уже очень рано в народных верованиях: ожидали «дня света» (Ам 5.18). У пророков от VIII до IV века можно проследить
определенную схему изображения Д.Г., несмотря на различные вариации. Раздается
боевой клич Ягве (Соф 1.14; Ис 13.2): «близок День, близок День Ягве!»
(Иез 30.3; Ис 13.6; Иоиль 1.15) и Он собирает Свои воинства к бою (Ис 13.3
слл). Это день мрачный (Иез 30.3), огненный (Соф 1.18; Мал 3.19); небеса
свертываются (Ис 34.4), земля сотрясается (Иоиль 2.1,10 сл), мир опустошается
(Ис 7.23), погружаясь в безлюдие подобно Гоморре (Соф 2.9) или пустыне
(Ис 13.9). Ужас охватывает людей (Ис 2.10,19): они прячутся (2.21) в полном
смятении (Иез 7.7), в испуге (Ис 13.8); их поражает слепота (Соф 1.17),
руки опускаются (Иез 7.17), сердце истаивает (Ис 13.7), устоять невозможно
(Мал 3.2). Пришло общее истребление (Соф 1.18), суд, отсев (Мал 3.20),
очищение (3.3); это конец (Иез 7.6 сл).
Хотя такое описание в послепленную эпоху уже имело в виду последний день,
первоначально оно относилось к событиям, происходящим в ходе истории. Так,
«Днем Ягве» было разрушение Иерусалима (Иез 13.5; 34.12; Плач 1.12; 2.22).
Следовательно, несмотря на аналогии образов описания Дня с нек-рыми мифологическими
представлениями о войне богов, понятие Дня Ягве ни в какой мере не есть
понятие мифологическое; оно и не культового происхождения (хотя сами религиозные
праздники назывались «Днями Ягве»). За ними стоит прежде всего исторический
опыт: Ягве вступает в борьбу за Свой народ. Таковы «день Мадиама», когда
Ягве прославился, дав Израилю дивную победу (Ис 9.4; ср Суд 7.15-25),
день Иисуса Навина (Ис Нов 10.12 сл), день Изрееля (Ос 1.11) и другие «дни»
победы (Ис 28.21; ср 2 Цар 5.17-25). Согласно преданиям о свящ. войне, Ягве вступал в сражение с боевым кличем (Числ 10.35
сл; Пс 67.2), в случае надобности останавливал солнце (Ис Нов 10.12 слл;
ср Исх 14.20; Ис Нов 24.7), вводил в бой облака (Суд 5.4 сл), гром (1 Цар
7.10) и небесные камни (Ис Нов 10.11), сеял ужас в рядах врагов и уничтожал
их (Исх 15.14 сл; 23.27 сл; Ис Нов 2.9; 5.1...). Основываясь на воспоминаниях
своей национальной эпопеи, Израиль выработал свое представление о Дне Ягве,
утверждая в этих образах свою веру: Ягве - Владыка истории.
II. ОЖИДАНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ
Ягве ведет историю к ее завершению. В силу этого возвещение Дня Ягве
для Израиля превращается в возвещение Дня и для всего мира. Этот День настанет
не в течение времени, но в конце времен, при конце нынешнего мира.
Первоначально горизонт Дня Ягве ограничивался Израилем. Борясь с необоснованной
уверенностью народа, полагающего, что он без всяких условий будет избавлен
от всех своих трудностей, пророки шли наперекор надежде народа, даже когда
она выражалась словами «День Ягве» (Ам 5.18 слл; Осия; Ис 28.14 слл; Мих
1.2 сл; Иер 4): только для Остатка этот День будет победой Израиля.
С прор. Софонией (VI век) кругозор расширяется: Д.Г. настанет и для вражеских
языч. народов (Соф 2.4-15), подготовит их обращение и восстановление Израиля
(3.9-18). С наступлением эпохи пленения, когда День гнева Ягве (Плач 1.12) пришел для Иерусалима, определяются
два значения Дня, к-рый есть Суд над народами
и победа Остатка Израиля: День настает и для Вавилона (Ис 13), и
для Едома (Ис 24): для Израиля, к-рый всегда нуждается в очищении (Мал
3.2; Зах 13.1 сл), он означает обеспеченную защиту (Зах 12.1-4), дарование
Духа (Иоиль 3; Зах 12.10), возобновленный рай (Иоиль 4.18; Зах 14.8). Врагам
Израиля будет отмщено за него (Иер 46.10), когда пробьет час для языч.
народов (Иез 30.3 сл): таков «день мщения Ягве» (Ис 34.8).
По мере того, как День Ягве распространяется на все языч. народы, Его
наступление переносится на конец времен. Уже у Иезекииля Д. обозначал некий
«конец» (Иез 7.6 сл); у Даниила это будет «конец мира» (Дан 9.26; 11.27;
12.13), к-рому предшествует «время конца» (8.17; 11.35,40; 12.4,9). Образы
войны Ягве с врагами Израиля (ср Зах 14.12-20) обогащаются
тогда образами космическими, представляющими первоначальную борьбу Ягве,
восторжествовавшего над Зверями и над хаосом. Тем не менее, связь с историей
сохраняется: Ягве сокрушит союз, образованный против Иерусалима на четырех
концах земли (Зах 12.3) и будет признан Судией всей земли (Пс 93.2; 95.13);
будет опустошена вся земля (Ис 24.1), народы, к-рых будет вести Гог, будут
уничтожены (Иез 38), так же как и боги их вдохновлявшие. День Ягве явит
т. обр. окончательную победу Бога над Его врагами. Псалмы
Царства претворяют эту надежду в молитву, взывая к Богу об отмщении (Пс
93) или возвещая, что Он царствует (Пс 93; 95-98).
НЗ
С пришествием Иисуса Христа время приобретает новое измерение, и это сказывается в
сложности применяемых теперь словесных выражений. По-прежнему речь идет
о Дне посещения (1 Петр 2.12), гнева (Рим 2.5),
Суда (2 Петр 2.9), о «дне том» (Мф 7.22), Дне
Г. (1 Фес 5.2; 2 Фес 2.2), - но также о Дне Господа Иисуса (1 Кор 1.8),
Дне Христовом (Флп 1.6,10), Дне Сына Ч-ского (Лк 17.24 слл); встречаются
также слова άποхάλυψις (2
Фес 1.7; 1 Петр 1.7,13), έπιφάνεια
(1 Тим 6.14; Тит 2.13), παρουσία
(Мф 24.3,27; 1 Фес 2.19; 2 Фес 2.1; 1 Кор 15.23; Иак 5.7 сл; 1 Ин 2.28).
Это последнее выражение означает обычно «присутствие» (2 Кор 10.10) или
«пришествие» (2 Кор 7.6 сл); оно применялось в греко-римском мире для обозначения
официальных приездов императоров; его употребление в НЗ может также происходить
от ВЗ-ной традиции апокалиптиков, относящейся к «пришествию Господа» (напр.
Зах 9.9). Этот краткий обзор НЗ-ной терминологии показывает, что отныне
Д.Г. означает День Христов. Согласно нек-рым текстам (2 Тим 1.10), само
Воплощение уже можно считать Богоявлением; в других текстах, хотя образы
апокалиптики ВЗ еще сохраняются, заметно стремление к более духовному представлению.
Осуществилось ли полностью пришествие Господне с явлением на земле Иисуса
из Назарета, ставшего Господом? Между традиционной эсхатологией и ее актуализацией
остается известная несогласованность. Иоанн Креститель возвещает, что Судия
конца времен уже «грядет» (Мф 3.11) и при крещении Дух Св. «нисходит» на
Иисуса (3.16). Однако впоследствии Иоанн задается вопросом: есть ли Иисус
Тот, «Который должен прийти» (11.3)? «Близко Царство небесное» возвещает
Иисус в выражениях, подобных тем, в к-рых в ВЗ возвещался Д.Г.; оно уже
«достигло» людей (12.28). В то же время в день Пятидесятницы исполняется
пророчество Иоиля: Д.Г. положил начало «последним дням» (Деян 2.17); и
когда в Церковь вступают язычники, исполняется пророчество Амоса (Деян
15.16 слл). Однако ни Пасха, ни Пятидесятница, кроме как в богослужении,
«Днем Господним» не именуются. Д.Г. осуществлен в нек-рой степени в «дни»
Господа Иисуса, но в этом выражении все еще содержится надежда христиан,
ожидающих Его возвращения.
1.День Сына Человеческого. - Ибо Тот, Кого они ожидают в конце
времен, есть Иисус прославленный - согласно видению Даниила - как Сын Человеческий, о чем возвестил Он Сам
(Лк 17.24 слл). По т. н. «логиям» видно, что Иисус пользуется традиционными
грандиозными образами теофаний ВЗ и знамениями конца времен, в особенности
в «апокалипсисе синоптиков» (Мф 24 п). В них предстают образы войны (24.6
слл), космические образы (24.29), восстание идолопоклонников (24.15), отсев
при суде (24.37-43), внезапность, непредвидимость грядущего Дня (24.44).
Ново по отношению к ВЗ пришествие Сына Ч-кого в Его славе (24.30 сл). Подобные
же образы используются в других апокалиптических текстах НЗ. Так, напр.,
Павел говорит о трубе и архангеле последнего часа (1 Фес 4.16 сл; 1 Кор
15.52), о том, что день придет, как вор, неся ужасные муки (1 Фес 5.3),
и ознаменует окончательную победу над врагами (1 Кор 15.24-28); но Павел
добавляет также, что затем произойдет воскресение мертвых и встреча со
Христом, нисходящим с неба (1 Фес 4.16 сл). В Откр Ин равным обр. рисуются
образы войны (гнев, воинства, победные клики), суда (разбирательство дел)
(Откр 20.12сл), и космического преображения (21.1). Итак, Д.Г. будет знаменовать
торжество Бога (ВЗ) чрез Сына Его Иисуса (НЗ). Тогда произойдет «восстановление
всего» (Деян 1.6; 3.19 сл) ради спасения (1 Петр 1.4 сл), и это будет сопровождаться
славным преображением наших тел (Флп 3.20 сл).
2. Озарение повседневной жизни. - Это грядущее событие имеет значение
уже в нынешней жизни и определяет поведение верующего. При втором пришествии
можно будет судить по их подлинной ценности о людях (1 Кор 3.13) и о значении
ч-ских дел (4.3 слл), правильно оценивать вескость и прочность этого мира,
«образ» к-рого «проходит» (7.31). В свете второго пришествия становятся
ясными многие высказывания Павла (ср 6.12 слл; 7.26...); ожидание этого
Дня поддерживает верующего в уповании (Тит 2.13), помогает ему принять
с радостью все гонения как предвосхищение последнего
дня (1 Петр 4.13 сл); надо желать его скорейшего наступления: «Да придет
царствие Божие!» Ибо Бог завершит дело спасения (Флп 1.6), укрепляя и делая
безупречными Своих верных (1 Кор 1.8; Флп 1.9 сл; 2Тим 1.12,18), ожидающих
с любовью этого конечного «явления» (2 Тим 4.8). В этом уповании, к-рое
вслед за Павлом проповедует в своем Откр. Иоанн, коренится дерзновение
хр-на, борющегося с духом Антихриста (1 Ин 4.1-4) перед
лицом непосредственной близости пришествия Господня (2.28; 4.17).
II. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ БЛИЗОСТЬ И
НЕИЗВЕСТНОСТЬ ЧАСА ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
Как в самом пришествии Господа, так и в Его ожидании есть известная неопределенность:
верующим дана уверенность в том, что «этот Иисус придет таким же образом,
каким видели Его отходящим на небо» (Деян 1.11), но срок этого пришествия
им совершенно неизвестен (Мф 24.42); ежечасная возможность его наступления
так действует на сознание верующих, что они невольно ждут его в самом близком
времени. Предание НЗ продолжает поддерживать эту уверенность в возможности
непосредственной близости второго пришествия, становящегося, можно сказать,
уверенностью качественной близости, несмотря на «промедление» все более
очевидное: эта качественная непосредственная близость не вполне тождественна
близости хронологической.
1. О близости Второго Пришествия. - При возникновении Церкви верующие,
преисполненные светом Пасхи и Пятидесятницы, по-видимому, думали, что Христос
вернется немедленно. В Фессалоникийской общине это убеждение отражается
в довольно характерных «колебаниях ума»: опасались, что умершие не получат
части в благословении парусии, т.е.
Второго Пришествия (1 Фес 4.13...); думали, что нет смысла работать, ибо
Господь грядет (2 Фес 3.6,10 сл); более того, предполагали, что парусия
уже наступает. Хотя Павел никогда не говорит, что парусия произойдет по
истечении продолжительного времени, а, наоборот, и сам лелеет надежду быть
тогда еще в живых (1 Фес 4.17), он призывает их бодрствовать, ибо «День
Господень так придет, как тать ночью» (5.2). Качественную близость парусии
трудно выразить, не проецируя ее во времени: неминуемость принимается ими
за непосредственную близость. В силу этого писатели НЗ представляют Второе
Пришествие «более близким», чем в начале: «Ныне ближе к нам спасение, нежели
когда мы уверовали» (Рим 13.11); День приблизился, суд совсем близок (1
Петр 4.5 слл); еще немного и грядущий День придет (Евр 10.25,37). Христос
говорит: «Гряду скоро» (Откр 22.20).
2. О продлении срока Второго Пришествия. - Из этого следует,
что в глазах верующих парусия как будто медлит. Христос возвестил об этом
замедлении (Мф 25.5,19), призывая к постоянному бодрствованию (24.42-51),
дабы соблюсти заповедь беспорочно (1 Тим 6.14). Время, отделяющее нас от
парусии, должно быть использовано для того, чтобы приумножить таланты (Мф
25.14-30), помогая другим людям (25.31-46), как завещал Иисус в Своей заповеди
новой, прощаясь с учениками и возвещая им Свое возвращение (Ин 13.33-36).
«Итак, - заключает Павел, - доколе есть время, будем делать добро» (Гал
6.10; ср Кол 4.5; Еф 5.16). Второе Пришествие медлит, но не надо внимать
лжеучителям: оно произойдет несомненно (2 Петр 3.10); в наши дни на вид
ничего не изменилось (3.4), но миру предстоит наказание огнем
(3.7); оно отсрочивается оттого, что Господь не измеряет времени, как
люди (3.8), и в Своем долготерпении надеется на обращение всех людей (3.8
сл). Следовательно, верующий должен молиться о наступлении дня Второго
Пришествия, ибо оно означает наступление царства во всей его полноте:
«Гряди, Господи!» - говорили первые хр-не (1 Кор 16.22; Откр 22.17,20).
III. ПАСХА И ПАРУСИЯ
Каково бы ни было значение конца истории, к-рое увенчается пришествием
Спасителя, оно не должно заслонять от верующего значения дня Воскресения
Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во славе, и в известном
смысле мы живем уже в сиянии Его Дня.
1. «Сыны Дня» (1 Фес 5.5). - Употребляя эти слова, Павел выражает
в них общую веру. С тех пор как Христос воскрес, верующий не принадлежит
больше ночи, но Дню; День не только то, чего ждут в близком будущем
- хотя уже одного этого ожидания достаточно, чтобы освещать путь хр-на
- День этот уже духовно присутствует в душе верующего, делая его «чадом
света» (Еф 5.8). Подобное же убеждение выражается и в других
местах богословским языком: крещением мы уже воскресли со Христом (Рим
6.3 сл), спасение уже дано (Еф 2.5 сл), наша жизнь сокрыта в Боге (Кол
3.3 сл).
2. В четвертом Евангелии такое же взаимодействие между будущим
и настоящим сохраняется, хотя нынешняя реальность спасения преобладает
над ожиданием его в будущем. Здесь снова встречаются классические темы
эсхатологии: испытания мессианских времен (Ин 13.19; 14.1...; 16.1-4),
последний день (6.39 сл.44,54; 11.24; 12.48), пришествие Иисуса (21.22
сл), воскресение для суда (5.28; 11.24), огонь (15.6), враг, к-рый извергается
вон (12.31). Но все свершается уже «ныне» (5.25; 12.31): голос Сына Ч-кого
заменяет трубу Суда (5.25), Суд совершается и гнев остается на неверующем
(3.36), жизнь вечная дана (5.24), и слава явлена (1.14; 2.11; 11.40): час пришел - и это час славных Страстей Сына Ч-ского (12.27,31;
13.1; 17.1).
Так исповедание веры в пришедшего Иисуса как бы переносит День суда в
современность (5.24; 6.47). Церковь тоже место присутствия Христа, поскольку
она хранит заповедь любви (13.35). Не отрицая возможности непосредственной
близости парусии, ев. Иоанн вносит большую духовность в традиционное представление
о Д.Г., актуализируя его верою.
3. Воскресенье - день Господень. - Парусия актуализируется также
и в богослужении. В Откр. Иоанн говорит о «Господнем дне» (1.10), в к-рый
ему было видение. Речь здесь идет прежде всего о «первой дне недели» (1
Кор 16.2; Деян 20.7), в течение к-рого хр-не праздновали Господа; однако,
этот день, следующий за субботой, был избран не для того, чтобы заменить
субботу, а для воспоминания об историческом событии - дне Пасхи, согласно
уточнению, данному в начале II века. Воскресный день напоминает о победе
Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия,
и т. обр. он также напоминает о возвращении Господа, Его парусии (1 Кор
11.26). В дальнейшей предание дополняет это толкование, называя воскресенье
«восьмым днем», в напоминание о тон, что в этот день Пасхи, предвосхищающий
парусию, творение первого дня достигло своего полного завершения.
PA & XLD
См.: бедствие 2 - бодрствовать
I - Воскресение НЗ II 1 - время ВЗ III 2, НЗ II 3, III - гнев - жатва III 1.2 в - замысел
Божий НЗ IV - Иисус Христос 1 III - Илия ВЗ 5 -
исполнить ВЗ 3, НЗ 3 - надежда
НЗ II - ночь ВЗ 2, НЗ 3 - облако 3,4,5 - огонь
ВЗ III, НЗ I - паломничество ВЗ 2 - Пасха III 1
- посещение - праздники НЗ II -
свет и тьма ВЗ II 3 - спасение ВЗ I 2, НЗ II 3 - страдание НЗ II - страх
Божий I - суббота НЗ 2 - суд - Сын
Ч-ский
|