ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
См. лучшее издание 1996 г. (по рукописи).
Воспроизводится по изданию: Бердяев Н. Духовные основы русской
революции. В кн.: Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. 4. Париж: YMCA-Press,
1990. Страницы этого издания указаны в прямых скобках и выделены
линейками. Текст на страницы предшествует ее номеру.
Глава I. СОЦИАЛИЗМ В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
О БУРЖУАЗНОСТИ И СОЦИАЛИЗМЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ БОЛЬШЕВИЗМА
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
МИР «БУРЖУАЗНЫЙ» И МИР «СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ»
КЛАСС И ЧЕЛОВЕК
ДУХОВНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ ТРУД В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Глава II. Характер русской революции
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ
ПРАВДА И ЛОЖЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
КТО ВИНОВАТ?
БЫЛА ЛИ В РОССИИ РЕВОЛЮЦИЯ?
ГИБЕЛЬ РУССКИХ ИЛЛЮЗИЙ
Глава III. Революция и национальное сознание
ИНТЕРНАЦИОНАЛ И ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НАРОДНИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
ГЕРМАНСКИЕ ВЛИЯНИЯ И СЛАВЯНСТВО
ПАТРИОТИЗМ И ПОЛИТИКА
РОССИЯ И ВЕЛИКОРОССИЯ
Глава IV. Революция и народовластие
ДЕМОКРАТИЯ И ИЕРАРХИЯ
ТОРЖЕСТВО И КРУШЕНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
ОБ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ НАРОДНОЙ ВОЛЕ
ВЛАСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Глава V. Революция и духовная жизнь
СВОБОДНАЯ ЦЕРКОВЬ И СОБОР
О СВОБОДЕ И ДОСТОИНСТВЕ СЛОВА
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РУССКОГО НАРОДА
ОЗДОРОВЛЕНИЕ РОССИИ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В четвертый том «Собрания сочинений» Н.А. Бердяева включено то
основное, что было написано им в грозные дни Февральской и Октябрьской
революций.
Прирожденный публицист, Н.А. Бердяев откликался на события немедленно,
со всей горячностью своего боевого темперамента. В привременных
изданиях им было напечатано около полусотни крайне злободневных
статей. Статьи эти автор впоследствии объединил в книге под общим
названием «Духовные основы русской революции», план которой был
найден нами в той небольшой части бердяевского архива, что остался
на Западе. Статьи распределены Бердяевым по тематическим разделам.
Автор отбросил некоторые из статей, написанных непосредственно после
Февральской революции и страдавших наивным оптимизмом, и внес в
план книги несколько рукописных очерков, которые не были опубликованы
в России по той, очевидно, причине, что все небольшевистские органы
печати закрылись. К сожалению, этих рукописных статей в западном
архиве не оказалось. Не удалось разыскать из раздела I — «Вместо
предисловия: Пореволюционные мысли», «Социальный смысл русской революции»;
из раздела II — «Мобилизация интересов»; «Революция и реакция»;
из раздела V — «Личное благо и сверхличные ценности», «Мысли о консерватизме»,
«Ложь гуманизма», «О характере русской культуры».
Почему подготовленная к печати книга так и не вышла, мы можем только
гадать. Возможно, что эмигрантские издательства, включая с 1925
г. и собственно бердяевское YMCA-Press, были перегружены его рукописями.
Возможно также, что, отталкиваясь от эмигрантских, слишком для него
«консервативных», настроений, а заодно и от «буржуазного» Запада,
Бердяев «разлюбил» свои острые статьи революционных дней, подобно
тому, как «разлюбил» и свой главный труд того времени «Философию
неравенства». В 1940 г., работая над автобиографией, он так
вспоминал о нем:
«В самом начале 18 года (в послесловии 1923г. Бердяев уверяет,
что писал её летом 1918г. — Никита Струве) я написал книгу «Философия
неравенства», которую не люблю, считаю во многом несправедливой
и которая не выражает по-настоящему моей мысли. Одни укоряли меня
за эту книгу, другие за то, что я отказался от нее. Но должен сказать,
что в этой совершенно эмоциональной книге, отражающей бурную реакцию
тех дней, я остался верен моей любви к свободе. Я также и сейчас
думаю, что равенство есть метафизически пустая идея и что социальная
правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не
на равенстве».
Тем не менее, «Философия неравенства» была первой книгой, которую
Бердяев напечатал после высылки на Запад (Берлин, Обелиск, 1933),
снабдив её, правда, послесловием, в котором до некоторой степени
от нее отмежевывался: «Моя настроенность, — пишет он в 1923г., —
более очищенная, освобожденная от власти отрицательных чувств».
Надо сказать, что Бердяева, по собственному признанию, обыкновенно
не удовлетворяло им написанное. «Я не люблю себя перечитывать»,
— писал он в «Самопознании».
Вероятно, боясь прослыть ретроградом на полевевшем Западе, Бердяев
отказался от перевода книги на иностранные языки. В эмиграции же
«Философия неравенства» получила высокую оценку: Василий Зеньковский
назвал её «замечательной».
Книге посвящена докторская диссертация сербско-французского исследователя
Марко Марковича (La philosophie de l'inégalité et
les idées politiques de Nicolas Berdiaev, Paris, 1978). По
его мнению, книга заслуживает почетного места в мировой антологии
политических текстов благодаря её христианской направленности. Отмечая
запальчивость и преувеличения в критике некоторых политических идей,
в частности демократии, автор прослеживает эволюцию социальной философии
Бердяева, вернувшегося в конце жизни к признанию относительной правды
социализма. Но подлинную оригинальность и силу мысль Бердяева приобретает
именно на огненных и часто пророческих страницах Философии неравенства.
Приносим здесь благодарность А.Н. Богословскому, разыскавшему в
московских и ленинградских книгохранилищах редкие номера журналов
«Накануне» и «Русской Свободы», в которых находились, недоступные
нам, статьи Бердяева.
Глава I. СОЦИАЛИЗМ В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
I
В такое время, как наше, многие слова употребляются некритически
и без определенного реального содержания. Словесные лозунги соответствуют
известным настроениям и потому приобретают силу, но строгого смысла
и содержания они могут быть лишены. Сейчас очень злоупотребляют
выражениями «политическая» и «социальная» революция и на этом противоположении
ориентируют разные точки зрения на происходящий в России переворот.
Одни очень настойчиво утверждают, что в России произошла исключительно
политическая революция, другие же требуют, чтобы политическая революция
была продолжена в сторону социальной и как можно дальше на этом
пути зашла. Для тех, которые стоят на второй точке зрения, революция
только начинается, она ещё впереди, пройден лишь первый подготовительный
этап, за которым должны следовать дальнейшие этапы
[9]
социально-классовой революционной борьбы. Социал-демократы не в
силах выдержать последовательно точки зрения социальной революции
и даже у г. Ленина она представлена не в совсем чистом виде. Сами
же социал-демократы очень любят говорить, что русская революция
— буржуазная, а не пролетарская и не социалистическая, и по поводу
происходящего безответственно склоняют слова «буржуазия» и «буржуазность».
И они же настаивают, что эту буржуазную революцию сделал рабочий
класс, и что он должен в ней господствовать. Если под выражением
«социальная революция» нужно понимать социалистическую революцию,
то остается непонятным, как можно по существу буржуазную революцию
превратить в социалистическую какими-либо насильственными, диктаторскими
мерами, борьбой за политическую власть рабочего класса, не соответствующую
его социальному весу в данный исторический момент. Выражение «буржуазная
революция» во всех отношениях очень плохое, по моральным своим мотивам
даже безобразное выражение, и нужно просто признать, что буржуазная
революция есть прогрессивный этап в историческом развитии народов.
Сам Маркс признавал за буржуазией в высшей степени прогрессивную
и революционную роль в истории. В сущности, буржуазная революция
означает национальную, всенародную революцию, момент в исторической
судьбе целого народа, в его освобождении и развитии. «Буржуазная»
революция сейчас в России и есть не классовая, а сверхклассовая,
всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и
общегосударственные. А если бы сейчас в России произошла «пролетарская»
революция, то она была бы исключительно классовой, антинациональной
и антигосударственной и привела бы к насильственной диктатуре, за
которой по непреложному закону последовал бы цезаризм.
[10]
Когда происходит великий исторический переворот в жизни народа,
то всегда есть в нем некоторая объективная линия, соответствующая
общенациональным, общегосударственным историческим задачам, линия
истинно творческая, в которой целый народ влечется инстинктом развития
и тайным голосом своей судьбы. Истинная политика и есть угадывание
этой национальной линии. И все, что срывает в сторону, должно быть
признано не творческим, разрушительным и реакционным в глубочайшем
смысле этого слова, нереальным, призрачным. Многое, представляющееся
очень революционным, реально бывает реакционным. Лассаль признавал
реакционными крестьянские войны и крайние течения реформационной
эпохи; прогрессивной же признавал лишь Лютеровскую реформацию, которая
была на современном языке «буржуазной», но совершила огромное всемирно-историческое
дело. С этой точки зрения он признал бы глубоко реакционными русские
большевистские и максималистские социалистические течения и лишил
бы их всякого исторического значения. В революционном максимализме
всегда отсутствует творческий исторический инстинкт, и никогда гений
не влечется в эту сторону. И всякий обладающий творческим историческим
инстинктом, постигающий судьбу народов, должен признать реакционным
срывом все максималистские социалистические течения в нынешний час
исторического существования России. Эта истина блестяще подтверждается
тем, что при более глубоком взгляде на происходящее у нас не оказывается
никакого социального движения и нет никакой социалистической идеи.
Социализм есть во всяком случае идея регуляции социального целого;
он все хочет привести в соответствие с социальным организмом, он
противится
[11]
хозяйственной анархии. Но то стихийное массовое движение, которое
именуется у нас социальным, не вдохновляется сейчас идеей социального
целого, идеей регулирующей и организующей всю нашу народную хозяйственную
жизнь; в нем явно преобладают интересы личные и групповые в ущерб
целому, в нем нет самоограничения, в нем слишком много корыстного
и захватного. Этот антисоциальный характер движения есть наследие
старого режима, старого рабства, старого отсутствия навыков к свободной
общественности, свободного подчинения личности целому. Временное
господство этих течений может кончиться лишь такими призраками,
как царство Сиона Иоанна Лейденского или Парижская коммуна. Но принудительное
водворение «Царства Божьего на земле» всегда пахнет кровью, всегда
есть злоба и взаимное истребление. В таком максимализме есть глубокая
религиозная и моральная ложь, не говоря уже о его социальной и исторической
невозможности.
II
Политическая революция в России, столь страшно запоздалая, будет,
конечно, иметь свою социальную сторону, как это бывает во всяком
великом историческом перевороте. Перед Россией стоит задача очень
серьезных, смелых социальных реформ, особенно в сфере аграрной.
Политическая революция в России совсем не означает торжества старого
буржуазного либерализма, который давно уже идейно разложился и не
может никого вдохновить. И менее всего такой резко антисоциалистический
тип либерализма подходит к русскому душевному складу. Россия вступает
на путь политической свободы в поздний час истории, отяжеленная
опытом западноевропейской
[12]
истории, на легкая и свободная от собственного опыта и собственных
связывающих традиций. Вступает она на этот путь в исключительной
обстановке мировой войны, потрясающей основы современных обществ.
И думается, что в России возможны и даже неизбежны смелые опыты
социализации, совершенно внеклассовой, государственной, не похожей
ни на какой доктринальный социализм. Грядущий день истории сотворит
непредвиденное и, вероятно, обманет ожидания и «буржуазные», и «социалистические».
Развитие капитализма в России не может уже быть подобно классическому
английскому его развитию. Борьба против темных и злых сторон капиталистического
развития должна у нас начаться в первоначальных стадиях этого процесса,
и организованные рабочие не могут не оказывать воздействия на социальную
структуру его. Это ясно должен сознать русский промышленный класс
и этим сознанием изготовить себе творческую роль в социальном перерождении
России. Идея «социальной революции» по существу не творческая идея,
и она предполагает неизбежность социального катаклизма именно потому,
что никакого творческого социального процесса, устраняющего зло,
не происходило, а происходило лишь фатальное и неотвратимое нарастание
социального зла. Классический марксизм и сложился под влиянием английского
типа первоначального развития капитализма, который в чистом виде
явил злые стороны этого процесса. Но всякое социальное творчество
предотвращает социальную революцию.
У нас необходимо напомнить о той выяснившейся окончательно истине,
научной и философской, что социальная революция в строгом смысле
слова вообще невозможна, её никогда не бывало и никогда не будет.
В этой области слово «революция» можно употреблять только иносказательно,
лишь в очень расширенном
[13]
смысле. Так, например, мы говорим, что в XIX веке великие технические
изобретения были великой революцией, перевернувшей всю человеческую
жизнь. Но по существу нужно сказать, что возможна лишь социальная
эволюция с более или менее ускоренным темпом, возможны лишь социальные
реформы более или менее смелые и радикальные. Изменение социальной
ткани обществ есть всегда длительный молекулярный процесс; оно зависит,
с одной стороны, от состояния производительных сил, от экономического
творчества, промышленного и сельскохозяйственного, с другой — от
незримых изменений в человеческой психике. Творческое отношение
человека к природе и творческое отношение человека к человеку, то
есть творчество экономическое и творчество моральное, изменяет социальную
ткань. Заговорами, бунтами, восстаниями и диктатурами ничего нельзя
изменить в жизни социальной, все это есть лишь накипь. Насильственные
эксперименты, производимые явочным порядком, лишь отбрасывают назад
в социальном развитии. И для Маркса социалистическая революция,
Zusammenbruch капиталистического общества, предполагает длительный
процесс развития капиталистической промышленности, — к ней ведут
не диктаторски-насильственные действия пролетариата, а объективная
диалектика капиталистического развития, объективный экономический
крах капиталистического хозяйства, концентрация, перепроизводство
и кризисы. Марксизм не допускает такого социализма, при котором
понизилась бы производительность труда. Социализм может тогда лишь
заменить капитализм, когда он может оказаться более производительным.
Но марксизм представляет собою крайне некритическое смешение точки
зрения объективной эволюции, совершающейся неотвратимо и фатально,
с точкой зрения субъективно-классовой,
[14]
переоценивающей значение революционной активности пролетариата.
И критика марксизма шла с двух сторон.
III
Марксистские Zusammenbruchstheorie и Verelendungstheorie оказались
несостоятельными со всех точек зрения. Эти теории не только научно
неверны и совершенно устарели, но с ними связана и ложная моральная
настроенность. Развитие капитализма пошло другими, более сложными
путями, смягчающими противоречия, ослабляющими зло, увеличивающими
значение рабочего класса и его благосостояние внутри самого капиталистического
общества. Поэтому социал-демократия подверглась роковому процессу
«обуржуазивания». Да и идеалы её в сущности всегда были буржуазными.
Духовная буржуазность социализма, его рабство у социальной материи,
его отрицание ценностей, его неспособность подняться над ограниченной
целью человеческого благополучия до целей более далеких и высоких,
совершенно несомненна и обнаруживается все более и более. И менее
всего можно искать противоядия против этой буржуазности в идее социальной
революции, которая порождена рабством духа. Марксистская Zusammenbruchstheorie
была построена по гегелевской диалектической схеме. Но в этой теории
было все-таки больше уважения к факту социальной эволюции, чем у
г. Ленина и большей части русских социал-демократов, которые в сущности
соединяют старое русское народничество с старым русским бунтарством.
Мировая война поставила в исключительные условия хозяйственную
жизнь народов и вызывает неотвратимый процесс государственной регуляции
и социализации. Но этот военный социализм, этот
[15]
социализм бедности, внеклассовой и государственной, не дает никаких
жизненных оснований для возрождения идеи социальной революции. На
этом горьком пути вырабатываются навыки, которые будут иметь значение
для дальнейшего социального процесса, и вряд ли возможен после войны
возврат назад, к совершенно нерегулированной хозяйственной жизни
капиталистических обществ. Но это будет лишь новый фазис социальной
эволюции, который ни к какому «социализму» в доктринерском смысле
не приведет. Социализм, как он конструируется в социалистических
доктринах, всегда будет или преждевременным, или слишком запоздалым.
Когда наступит время для социализма, то он окажется уже ненужным
и устаревшим, так как будет уже новая жизнь, не похожая на ту, которая
преподносилась в социалистических мечтах, скованных отрицательными
связями с буржуазно-капиталистическим строем. В социалистической
идее нет почти ничего творческого.
Многие из нас, русских критических марксистов второй половины 90-х
годов, глубоко пережили крушение идеи социалистического Zusammenbruch'a,
идеи социальной революции. Происходившая с тех пор идейная работа
не оставила камня на камне от старых социальных утопий; она не только
научно, но и религиозно их преодолела. Проблема социальная разбилась
и была поставлена в связь с проблемой космической. Для людей духовного
опыта и усложненной мысли стало ясно, что невозможна совершенная
организация человеческой общественности на поверхности земли, изолированной
от мирового целого, от всего божественного миропорядка. Между человеческой
общественностью и космической жизнью существует таинственный эндосмос
и экзосмос. И столь быстрое восстановление у нас и быстрая победа
детски-незрелой, смутной
[16]
идеи социальной революции есть лишь показатель отсталости и малокультурности
широких масс, не только народных, но и интеллигентских, идейного
убожества тех кругов, которые со слишком большой гордостью именуют
себя демократическими. Для всякого, дающего себе отчет в словоупотреблении,
должно быть ясно, что не только у нас сейчас не происходит социальной
революции, но социальной революции вообще никогда не произойдет
в пределах этого материального мира. Но легко могут принять за социальную
революцию социальную дезорганизацию и социальный хаос, восстание
частей против целого. Это антисоциальное движение может показаться
его сторонникам и противникам революционным в социалистическом смысле
этого слова. И следует всеми силами выяснять, что захватная борьба
за власть отдельных личностей, групп и классов не имеет ничего общего
с природой социального процесса и социальных задач. В один день
может пасть власть и замениться другой, да и то после длительного
подготовительного процесса. Но в социальной ткани в один день не
может произойти ничего, кроме психических и экономических молекулярных
процессов и формулировки социальных реформ, подготовленных в соответствии
с этим молекулярным процессом. И классам, настроенным враждебно
к социализму, следовало бы освободиться от унизительного страха
перед социальной революцией. Страх этот несет отраву в нашу народную
жизнь. Классы экономически господствующие должны будут пойти на
самоограничение и жертвы во имя социального возрождения русского
народа. Но упование на революционный социальный катаклизм, который
мыслится как прыжок из царства необходимости в царство свободы,
есть лишь смутное и бессознательное переживание эсхатологического
предчувствия конца этого
[17]
материального мира. До тех же таинственных времен и сроков может
быть лишь социальная эволюция, лишь социальные реформы, регулирующие
целое, но всегда оставляющие иррациональный остаток в социальной
жизни, но никогда не преодолевающие до конца зла, коренящегося в
жизни космической и в приливающих из её недр темных энергиях. Перед
Россией стоит задача социального устроения, а не социальной революции.
Социальная же революция может быть у нас сейчас лишь социальным
расстройством, лишь анархизацией народного хозяйства, ухудшающей
материальное положение рабочих и крестьян. И перед теми бесконечно
трудными и сложными задачами, перед которыми поставила Россию судьба,
всякий розовый оптимизм был бы неуместен и даже безнравствен. Силы
зла сильнее в этом мире, чем силы добра, и они могут являться под
самыми соблазнительными обличьями и самыми возвышенными лозунгами.
И русской демократии предстоит прежде всего пройти суровую школу
самоограничения, самокритики и самодисциплины. Нас ждет не социальный
рай, а тяжелые жизненные испытания. И нужен закал духа, чтобы эти
испытания выдержать. Все социальные задачи — также и духовные задачи.
Всякий народ призван нести последствия своей истории и духовно ответствен
за свою историю. История же наша была исключительно тяжелая и трудная.
И безумны те, которые, вместо того чтобы призывать к сознанию суровой
ответственности, разжигают инстинкты своекорыстия и злобы и убаюкивают
массы сладкими мечтами о невиданном социальном блаженстве, которое
будто бы покажет миру наша несчастная, настрадавшаяся бедная родина.
«Русская свобода», № 4,
29 апреля 1917 г.
[18]
|