НЕВЕРИЕ
См. катехизис.
Н. - явление, наблюдающееся в народе Божием; его не следует смешивать
с идолопоклонством языч. народов, для преодоления к-рого необходимо обращение.
Существование неверующих в среде народа Божия было всегда соблазном для
людей верующих; Н. Израиля в Иисуса Христа должно вызывать в сердце каждого
хр-нина «непрестанное мучение» (Рим 9.2).
Н. заключается не только в отрицании существования Бога или в непризнании,
что Христос - Бог, но также и в неприятии знамений и свидетелей Слова Божия
и в непослушании ему. Не верить, согласно этимологии евр. слова «аман»
(верить), значит не говорить Богу «Аминь», отказаться от связи, к-рую Бог
хочет установить и поддерживать с ч-ком. Этот отказ выражается по-разному:
нечестивый ставит под вопрос существование Бога (Пс13.1),
кощунник - Его действенное присутствие на всем протяжении исторического
процесса (Ис 5. 19), малодушный - Его любовь и всемогущество, мятежник
- суверенность Его воли и т.д. В отличие от идолопоклонства в Н. есть разные
степени, и оно может сосуществовать с некоторой верой: линия разграничения
между верой и Н. проходит не столько между разными людьми, сколько в сердце
каждого ч-ка (Мк 9.24).
I. НЕВЕРИЕ В ИЗРАИЛЕ
Не ставя себе целью описывать весь процесс развития веры, теневой стороной
к-рого является Н., ограничимся двумя главными моментами в жизни избранного
народа, к-рым соответствуют два вида Н.: в пустыне, где нет еще благ веры, и в обетованной
Земле, где они уже даны прообразно.
1. Ропот Евреев. - Для характеристики Н. народа в пустыне историки
употребляют различные выражения: «непокорные» (Числ 20.10; Втор 9.24),
к-рые восстают и упорствуют (Числ 14.9; Втор 32.15), «народ жестоковыйный»
(Исх 32.9; 33.3; Втор 9.13; см Иер 7.26; Ис 4.48), и особенно ропот; ап.
Иоанн применяет это последнее выражение к Иудеям и ученикам, отказывающимся
верить в Иисуса (Ин 6. 41,43,61). О Н. Иудеев говорится особенно в двух
местах: Исх 15-17 и Числ 14-17. В негостеприимной пустыне народ боится
умереть от голода (Исх 16.2; Числ 11.4 сл) и жажды (Исх 15.24; 17.3; Числ
20.2 сл) и жалеет о котлах мяса, к-рым он питался в Египте, говорит, что
ему опротивела манна, и он теряет терпение (Числ 21.4 сл; Исх 16.3); или
же он страшится врагов, преграждающих ему доступ в обетованную Землю (Числ
14.1; см Исх 14. 11); он забывает чудесные знамения, свидетелем к-рых он
был (Пс 77; 105). Он ропщет на Моисея и Аарона, в сущности на Самого Бога
(Исх 16.7 сл; Числ 14.27; 16.11), в благости и могуществе Которого он сомневается
(см Втор 8.2). Его Н. - один из ликов страха - заключается в требовании
от Бога немедленного исполнения Его обещания; это своего рода шантаж Того,
с Кем заключен союз: это значит «презирать Ягве», «не верить Ему» (Числ
14.11), «не слушаться Его голоса» (14.22), «Его искушать и укорять» (Исх
17.7).
Другой вид ропота против Ягве состоит в изображении Его в виде «литого
тельца» (Исх 32; Втор 9. 12-21): Евреи рассчитывали т. обр. подчинить себе
Того, Кто не хотел быть у них в подчинении и в их власти. Тот же грех Н.
был присущ и Северному царству, «грех Иеровоама» (3 Цар 12.28 слл; 16.26,31).
К тому же стремлению овладеть тайной Ягве следует отнести и практику гадания,
волшебства, чародейства, к-рые продолжаются до самого пленения (1 Цар 28.3-25;
4 Цар 9.22; 17.17; ср Исх 22.17; Ис 2.6; Мих 3.7; Иер 27.9; Иез 12.24;
Втор 18.10 слл), так же как и призывание лжепророков (ср Иер 4.10).
2. Израиль с раздвоенным сердцем. - Когда народ поселился в Палестине,
Н. приняло другую форму, не менее греховную: вступать в сделку с местными
богами или с соседними народами.
Однако Ягве не терпит раздвоенного сердца; это провозглашает Илия: «Долго
ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему,
а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар 18.21). И другие пророки борются
против «разделенного сердца» (Ос 10.2), ищущего у народов поддержки, к-рую
один Ягве может ему даровать (Ос 7.11 сл). Вместо того, чтобы признать
в урожаях и стадах дары своего Владыки и Супруга, Израиль ищет дары Союза
у своих любовников, ханаанских богов, в обрядах плодородия (Ос 2.7-15);
Н. подобно поведению супруги (2.1-6; Иер 2-4; Иез 16), долг к-рой иметь
совершенно верное сердце (Втор 18.13; Пс 17.24), всецело принадлежащее
Ягве (3 Цар 8.23; 11.4), и неослабно следовать за Ним (Втор 1.36; Числ 14. 24; 32.11), но к-рая
предается любодейству.
Идеал верности остается в силе, хотя ч-к не способен осуществить его
своими силами. Исаия ясно показывает народу, что «если вы не верите, вы
не устоите» (не будете утверждены в вере - евр. Ис 7.9): для избранного
народа вера является единственной возможностью существования, и она исключает
всякую другую опору (28.14,15; 30.15, 16). Согласно Иеремии, Н. заключается
в том, чтобы «надеяться на ч-ка и плоть делать своей опорой» (Иер 5.17;
7.4,8,14; 17.5; 46.25; 49.4). Иезе-кииль выявляет последствия Н.: «и будут
падать среди вас убитые, и вы узнаете, что Я - Господь» (Иез 6.7; 7.4;
11.10). Н. становится Ожесточением, о к-ром пророчествовал Исаия (Ис 6.9
сл): в пленении народ стал глухим и слепым (Ис 42.19; 43.8). Но Ягве должен
воздвигнуть Отрока; у Него «каждое утро Он пробуждает ухо» (50.4 сл); через
Него осуществится великая надежда пророков: Н. прекратится в тот день,
когда «все будут научены Богом» (Иер 31.33,34; Ис 54.13; Ин 6.45): тогда
все признают, что Ягве единственный Бог (Ис 43.10).
II. НЕВЕРИЕ В ИИСУСА ХРИСТА
Но чтобы эти пророчества исполнились, Иисусу надлежало осуществить в
Самом Себе пророчество об Отроке Ягве: «Кто поверил слышанному от нас?»
(Ис 53.1; см Ин 12.38; Рим 10.16). Н. как будто торжествует в сердцах,
не признающих Воплощения Сына Божиего и Его искупительного дела.
1. Перед Иисусом из Назарета. - Некогда пророки говорили от имени Ягве и им должны были верить;
Иисус же ставит Свое собственное Слово наряду со Словом Божиим; не исполнять его значит
строить на песке, не иметь никакой опоры (Мф 7. 24-27). Такое утверждение
могло показаться чрезмерным, поэтому: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»!
(Мф 11.6). Действительно, на Его проповедь и чудеса фарисеи реагируют лишь
лицемерием (15. 7; 23.13...), а жители приозерных городов
(11.20-24) и Иерусалима (23.37,38), Иудеи в своей совокупности (8.10-12)
- Н. Это до такой степени препятствовало Иисусу творить чудеса (13.58),
что Он дивился Н. их (Мк 6.6). Однако это Н. преодолевается в Отце, в К-ром
источник веры: Он скрывает от взора мудрых тайну Иисуса (Мф 11.25,26),
но открывает ее младенцам, исполняющим Его волю и составляющим Остаток Израиля, семью Иисуса (12.46-50).
Среди верующих Н. тоже встречается, но в разных степенях: некоторые проявляют
себя «маловерами». Так, напр., когда ученики испытывают страх во время
бури (8.26), на бушующих волнах (14.31); когда они не могут совершить чуда,
хотя и получили на то власть (17.17,20; см 10.8); когда они заботятся о
недостающем хлебе (16.8; см 6.24). Молитва может помочь при этом оскудении
веры (Мк 9.24), и ею Иисус утверждает веру Петра (Лк 22.32).
2. Перед пасхальной тайной. - Н. достигает своей высшей степени,
когда разум должен преклониться перед Премудростью Божией, избирающей крест
как путь славы (1 Кор 1.21-24). Узнав о том, какая участь предстоит
Иисусу, Петр прекословит своему Учителю и становится Ему соблазном (в смысле
препятствия - Мф 16.23); и когда приходит час, он, соблазнившись, отрекается
от Него, как это предсказал Иисус (26.31-35,69-75). Однако ученик должен
понести тот же крест (16.24), если он хочет исповедовать Иисуса перед судилищами (10.32 сл), ибо
Он свидетельствует о Воскресении, событии невероятном (Деян 26.8), к-рому
даже ученики не могли сразу поверить, вследствие глубоко укоренившегося
в сердце ч-ка Н. (Лк 24.25,37,41; Мф 28. 17; Мк 16.11,13,14).
III. НЕВЕРИЕ ИЗРАИЛЯ
Иисус предсказал, что строители отвергнут краеугольный камень (Мф 21.42);
первохристианская Церковь напоминает об этом (Деян 4.11; 1 Петр 2.4,7),
объясняя упорство Израиля то его невежеством (Деян 3.17; 13.27 сл), то
его сознательной виной (2.23; 3.13; 10.39). Но скоро проповедники Церкви
убеждаются, что их слова, вместо того чтобы обратить Израиля, отвергаются
Иудейством в целом. Это новое положение - тайна, и апп. Павел и Иоанн пытались
объяснить ее в своем богословском учении.
1. An. Павел и неверующий народ. - В начале своего служения Павел,
вслед за ревностным Стефаном (Деян 7.51,52), предрекает Божий гнев гонителям и неверным Иудеям (1 Фес 2.16), считая, что
они не принадлежат уже верному Остатку. Позднее, когда конфликт сглаживается, когда язычники
во множестве приходят к вере, Павел исследует тайну Н. своего народа. Это
причиняет ему глубокую скорбь (Рим 9.2; 11.13 сл) главным обр. потому,
что это отвержение избранного народа в целом как будто дает повод к сомнению
в Боге и Его обещаниях (3.3) и является опасностью для веры; он разрешает
эту трудность в Рим 9-11, не в ч-ском плане, но углубляясь в тайну Премудрости
Божией. Бог не отверг Своего народа и остается верным Своим обещаниям (9.6-29);
Бог не переставал «простирать руки Свои к народу непокорному и упорному»
(10.21) путем апостольской проповеди; а Иудеи отвернулись, ища праведности
от закона (9.30-10.21). Но Богу принадлежит последнее слово,
потому что ожесточение Израиля прекратится; т. обр. непослушание явит всем
бесконечное милосердие Божие (11.1-32).
2. An. Иоанн и неверные Иудеи. - Уже Павел и вся Церковь скоро
назвали «неверующими» или «неверными» не только язычников, но вероятно
также и Иудеев, к-рые не разделяли веры в Иисуса (1 Кор 6.6; 7.12 сл; 10.27;
14.22 сл), тех, к-рых «бог века сего ослепил» (2 Кор 4.4), с к-рыми никакое
общение невозможно (6.14 сл). Однако они существовали как живые свидетели
того, во что мог превратиться хр-нин, отрекшись от своей веры: «хуже неверного»
(1 Тим 5.8). В то время как Павел показывал перед лицом неверного Израиля
пример Божией строгости (Рим 11.21сл) и первого избрания (11.16), Иоанн
представил в Иудее, отвергнувшей Иисуса, образец неверного, предтечу лукавого
мира. Грех Н, - не исповедовать, «что Иисус
есть Христос» (1 Ин 2.22 сл; 4.2 сл; 5.1-5), и представлять Бога лживым
(5.10). В IV-м Евангелии центр тяжести Н. - в отказе принять Иисуса из
Назарета как воплощенное Слово (Ин 1.11; 6.36) и Искупителя людей (6.53);
не верить - это уже быть осужденным (3.18,) предаться лжи, стать человекоубийцей
(8.44) и обречь себя на смерть (8.24). Неверующий, уходя от света, потому что дела
его злы (3.20), погружается во тьму, предается сатане: своего рода
предопределенность ведет его к ожесточению, он «не может уже слушать
слово» Иисуса, он - от рода диавола (8.43 сл). С другой стороны, Иисус
противополагает этой кажущейся фатальности Н. тайну привлечения Отцом (6.44):
это привлечение будет успешно действовать через «Вознесенного от земли»,
Который «всех привлечет к Себе» (12.32). Как и для Павла, Н. должно быть
в свое время преодолено: «Если мы неверны, Бог пребывает верен» (2 Тим
2.13); христианская жизнь- всегда возобновляющееся открытие тайны Иисуса
воскресшего: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин 20.27).
XLD
Ср. вера - Иудей II - лицемер
3 - ожесточение - прелюбодеяние
2 - явления Христа 4 б, 7
|