ТОЛКОВАНИЕ НАШЕГО СВЯТОГО ОТЦА
ИОАННА ЗЛАТОУСТА,
АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЯ,
НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА.
Беседы: 1, 2,
3, 4, 5,
6, 7, 8,
9, 10, 11,
12, 13, 14,
15, 16, 17,
18, 19, 20,
21, 22, 23,
24, 25, 26,
27, 28.
БЕСЕДА 24
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет
в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7,21)
1. Почему Спаситель не сказал: но исполняй Мою волю? Потому, что
на первый раз довольно было, чтобы первая мысль принята была слушателями;
а последняя была слишком высока для их слабости. Впрочем в первой
мысли включается и последняя. Притом и то должно сказать, что воля
Сына не различна от воли Отца. Но здесь, кажется мне, Спаситель
главным образом касается иудеев, которые все полагали в догматах,
а о жизни не заботились. Потому и Павел обличает их, говоря: "вот,
ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься
Богом, и знаешь Его волю" (Рим.2,17-18). Но в том нет никакой
пользы для тебя, когда не видно того из жизни и твоих дел. Однако
же Христос не остановился на указанных словах, но сказал еще гораздо
более: "многие скажут мне в тот день: "Господи! Господи!
Не от Твоего ли имени мы пророчествовали" (Мф.7,22)? Видишь
ли, как неприметным образом Спаситель вводит и Свое собственное
лицо и, кончивши всю беседу, объявляет Себя Судьей? Что наказание
постигнет грешников об этом Он объявил выше; а кто будет наказывать,
это Он открывает уже здесь. Впрочем, не сказал прямо: Я буду наказывать;
но - "многие скажут Мне", через это внушает то же самое.
В самом деле, если бы не сам Он был Судьей, то как бы сказал слушателям:
"и тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите
от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7,23), - то есть не только
во время суда, но даже и тогда, когда вы творили чудеса? Потому-то
и Своим ученикам говорил: "не радуйтесь, что духи вам повинуются;
но радуйтесь тому, что ваши имена написаны на небесах" (Лк.10,20)
. Да и везде Он повелевает иметь великое попечение о жизни. Невозможно,
чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех
страстей, когда-либо был презрен; хотя и случится ему впасть в заблуждение,
Бог тот час привлекает его к истине. Но некоторые говорят, что представляемые
Спасителем люди потому не получат спасение, что они притворно исповедуют
Господа. Если так, то Спаситель говорит против Своего намерения.
В самом деле, Он хочет здесь показать, что вера без дел ничего не
значит; распространяя, далее, эту мысль, Он присоединил и чудеса,
показывая тем, что не только вера, но даже и чудеса никакой не приносят
пользы тому, кто производит их, если нет добродетели. А если бы
люди, о которых идет речь, не творили чудес, то Христос никак бы
здесь не упомянул о чудесах; с другой стороны – и те не дерзнули
бы во время суда сказать Ему о чудесах. Да и сам ответ их, и то,
что они говорят в виде вопроса, показывает, что они действительно
творили чудеса. Так как они видят конец, совершенно противный их
ожиданию, и после того как здесь по своим чудесам для всех были
предметом удивлении, а там видят себя определенными к наказанию,
то как бы в изумлении и удивлении они и говорят: "Господи,
не от Твоего ли имени мы пророчествовали?" Как же теперь Ты
отвращаешься от нас? Что значит этот странный и неожиданный конец?
Но пусть они удивляются тому, что, сотворивши столько чудес, подверглись
наказанию; ты же не удивляйся. Вся эта благодать была ничто иное,
как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не принесли, почему справедливо
и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувствительными
перед Тем, Который так их почтил, что дал им, хотя и недостойным,
благодать чудотворения. Так неужели, скажешь, совершая дела нечестия,
они вместе совершал чудеса? На это некоторые говорят, что они не
в то время, когда чудодействовали, вели себя нечестиво, но уже после
развратились и делали преступления. Но это также совершенно противно
намерению Спасителя; Он хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего
не значат без добродетельной жизни. То это и Павел говорит: "если
имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и
всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, - то
я ничто" (1 Кор.13,2). Кто же, спросишь, те, которых, Иисус
Христос, несмотря на их чудотворения представляет достойными мучения?
Многие из веровавших получали дары: таков был тот, который изгонял
демонов, не будучи последователем Иисуса Христа; таков был и Иуда,
потому что и он, будучи злым, имел дар чудотворения. То же можно
найти и в Ветхом Завете, то есть, что благодать часто действовала
в недостойных, для блага других. Так как не все ко всему были способны,
но иные вели жизнь непорочную, а не имели такой веры, другие же
напротив, то Господь как первых через последних побуждал являть
великую веру, так и последних через этот несказанный дар призывал
к исправлению.
2. Вот почему Господь и давал благодать в великом обилии. "Чудеса многие,
- говорят они, - сотворили. И тогда объявлю им: "я никогда не знал вас":
то есть, ныне они почитают себя Моими друзьями, а тогда узнают, что Я даровал
им благодать не как друзьям. И что дивится тому, что Он дары благодати дал людям,
уверовавшим в Него, но не имеющим жизни, согласной с верой, когда Он является
действовавшим и в тех, которые не имели ни той, ни другой? Так Валаам был чужд
и веры, и добродетельной жизни; и, однако, благодать в нем действовала для устроения
спасения других. Фараон был такой же; однако и ему Бог показал будущее ( Быт.41).
Навуходоносору, самому беззаконному человеку, также открыл то, что имело случиться
по прошествии многих родов; также и его сыну, своим нечестием превзошедшему отца,
открыл будущее, - и все для чудных и великих дел Своего промысла (Дан.2). Итак,
поскольку и тогда, при начале евангельской проповеди, нужны были многие доказательства
силы Христа, то и из числа недостойных многие получали дары. Впрочем, от таких
чудес они никакой не получили для себя пользы, а только навлекли на себя еще большее
наказание. Потому Спаситель и произнес к ним это страшное слово: "никогда
не знал вас!" Так, многих Он и здесь уже ненавидит, и до суда уже отвращается.
Итак, возлюбленные, устрашимся, и приложим великое старание о своей жизни, и не
станем думать, что мы, не производя теперь чудес, потому самому имеем менее благодати.
От чудес никогда ничего не прибудет нам, равно как ничего не убудет от того, что
мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами
остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела имеем Бога должником. Итак,
когда Спаситель все уже окончил и со всей подробностью предложил беседу о добродетели,
вместе с тем показал различие между принимающими на себя ее личину, из которых
одни для выказывания себя постятся и молятся, другие приходят в овечьих кожах,
третьи, которых назвали свиньями и псами, чернят ее, то, показывая наконец, как
полезна добродетель и в здешней жизни, и как вреден порок, говорит: "всякого,
кто слушает эти Мои слова и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному" (Мф.7,24).
Вы слышали, какое понесут наказание те, которые не соблюдали Его слов, хотя бы
и чудеса творили. Теперь вы должны знать и то, какими благами будут наслаждаться
не только в грядущем веке, но и в настоящем те, которые повинуются всем Его словам:
"всякого, - сказал Он, - кто слушает эти Мои слова и исполняет их, уподоблю
благоразумному человеку". Видишь ли, как Он разнообразит Свою речь? Прежде
говорит: "не всякий, говорящий Мне: "Господи, Господи", и тем открывает
Себя самого; потом говорит: "исполняющий волю Моего Отца", и опять представляет
Себя Судьей; "многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от
Твоего ли имени мы пророчествовали?" и скажу: Я никогда не знал вас".
Наконец здесь опять показывает, что Он имеет власть над всеми, почему и говорит:
"всякий, кто слушает Мои слова". Так как он все уже рассказал о будущем,
упомянув и о царстве, и о неизреченной награде, и об утешении, и обо всем прочем,
тому подобном, то после этого, желая здесь доставить Своим слушателям плоды, показывает,
как сильна добродетель и в настоящей жизни. В чем же состоит эта добродетель?
В том, что с ней живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше
всех гонителей. Что может сравниться с этим? Этого не может приобрести себе даже
украшенный диадемой, а добродетельный достигает. Он один со многим избытком стяжал
такую безопасность, в пучине настоящей жизни наслаждаясь великой тишиной. И подлинно:
удивительное дело, что он не в приятную погоду, но во время жестокой бури, при
великом смятении и при постоянных искушениях, нимало не может колебаться. "И
пошел дождь, и разлились реки, - говорит Спаситель, - и подули ветры, и устремились
на тот дом; и он не упал, потому что основан был на камне" (Мф.7,25). Здесь
дождем, реками и ветрами Он иносказательно называет человеческие нечестия и злоключения,
как-то: клевета, наветы, скорби, смерть, погибель ближних, оскорбления от других
и всякое другое зло, какое только бывает в настоящей жизни. Но душа праведного,
говорит Он, ничем не побеждается. Причина этого в том, что она основана на камне.
Камнем здесь Христос называет твердость Своего учения. И поистине, Его заповеди
гораздо тверже камня: помощью их праведники становятся выше всех волн человеческих,
так как кто старательно соблюдает эти заповеди, тот побеждает не только гонения
людей, но и козни дьявола.
3. И что сказанное – не одни высокопарные слова, свидетель тому Иов, который
при всех кознях дьявола остался непоколебим. В том же могут удостоверить и апостолы,
которые при устремлении на них всех волн вселенной, и народов и тиранов, и своих
(соплеменников) и чужих, демонов и дьявола, и при всех ухищрениях стояли тверже
камня, и все это разрушили. Итак, что может быть блаженнее такой жизни? И этого
ничто не может нам обещать – ни богатство, ни крепость телесная, ни слава, ни
могущество, ни что-либо другое, но одно только стяжание добродетели. Кроме одной
добродетельной жизни совершенно невозможно найти другой, которая была бы свободна
от всех зол. Свидетели тому вы, - вы, которые видите и в царских чертогах наветы,
и в домах богатых мятежи и возмущения. Но с апостолами не было ничего подобного
этому. Как? Неужели с ними не случалось ничего такого? Неужели не было с ними
никакого несчастья? Нет, - но то-то всего и удивительнее особенно, что многим
они подвергались наветам, многие разражались над ними тучи – и, однако, все это
нимало не поколебало их мужества и не повергло их в уныние, но, сражаясь без всяких
внешних пособий, они все победили и превозмогли. Подобным образом и ты всему посмеешься,
если захочешь тщательно исполнять заповеди Христа. Стоит только тебе оградиться
этими любомудрыми наставлениями, - тогда ничто тебя не сможет опечалить. Какой
вред может причинить тебе тот, кто захочет коварствовать против тебя? Отнимет
у тебя имение? Но еще прежде его угрозы тебе повелено презирать богатство и столько
отвращаться его, чтобы никогда ничего подобного и не просить у Господа. Ввергнет
ли тебя в темницу? Но еще прежде темницы тебе заповедано так жить, чтобы уже распяться
всему миру. Злословят ли тебя? Но Христос освободит тебя и тут от печали, когда
и без труда твоего, за одно незлобие обещает тебе великую награду, и столько сделал
тебя непричастным досаде и огорчению, что даже повелел молиться за врагов. Гонит
ли тебя и окружает бесчисленным множеством зол? Но тем самым тебе сплетает он
блистательный венец. Убивает ли тебя или заклает? И через это опять приносит тебе
величайшую пользу, поскольку готовит для тебя мученические награды, ускоряет твой
путь в безмятежное пристанище, доставляет тебе случай к получению большого воздаяния,
и содействует тебе откупиться от общего суда. Это–то всего удивительнее, что наветующие
люди не только нимало не вредят тем, которым стараются вредить, но еще делают
их через то славнее. Что может сравняться с тем благом, когда мы избираем такую
жизнь, - одну только добродетельную жизнь? Сказавши, что путь добродетели тесен
и прискорбен, Спаситель тотчас, чтобы ободрить Своих слушателей к трудам, показывает
на этом пути великую безопасность и великое услаждение, тогда как на противном
пути – большую опасность и вред; указанными уподоблениями Он именно показал как
награды за добродетель, так и воздаяние за порок. Что я всегда говорил, то и теперь
скажу: Спаситель везде созидает спасение слушателей двояким образом – и ревностью
к добродетели, и ненавистью к пороку. Так как имели быть такие, которые, хотя
станут изъявлять уважение к словам Спасителя, но делами не будут этого доказывать,
то Он предварительно устрашает их словами: хотя сказанное и хорошо, но одного
слушания недостаточно для спасения; нужно еще и повиновение, выражаемое делами,
и в этом–то преимущественно состоит сущность всего. И здесь оканчивает Свою речь,
оставив слушателей в великом страхе. Как к добродетели Спаситель побуждает их
не только будущими благами, упоминая о царствии, небесах, неизреченной награде,
утешении и о других бесчисленных благах, но и настоящим, когда указывает на твердость
и непоколебимость камня, - так и от порока отклоняется не только страхом имеющих
быть следствий, говоря о посекаемом дереве, огне неугасаемом, затворенном входе
в царство небесное, а равно и словами: "не знал вас", но и настоящими
бедствиями, представленными под образом падения дома. Потому и речь употребил
более выразительную, предложив ее в виде притчи. Если бы Спаситель сказал просто,
что добродетельный непреодолим, а порочный скоро изнемогает, то Его речь не имела
бы такой силы, какую она имеет теперь, когда для выражения Своей мысли Он употребил
камень, дом, реки, дождь, ветры и тому подобное. "А всякий кто слушает эти
Мои слова и не исполняет их, уподобится безрассудному человеку, который построил
свой дом на песке" (Мф.7,26). Справедливо Спаситель назвал такого человека
безрассудным. В самом деле, что может быть безрассуднее того, кто строит дом на
песке, подъемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо того несет
наказание? А что и преданные пороку трудятся, то всякому известно. И хищник, и
прелюбодей, и клеветник переносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие
привести в исполнение; но от этих трудов не только не получают никакой пользы,
но еще терпят великий вред. Так и Павел, намекая на это, говорит: "сеющий
в свою плоть от плоти пожнет тление" (Гал.6,8). Такому-то сеятелю подобны
и те, которые на песке строят, как-то : на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе
и на всем прочем.
4. Таков был Ахав, но не таков Илия. Противоположивши пороку добродетель,
мы тем лучше увидим различие между ними. Илия построил дом свой
на камне, а тот на песке, а потому и царем будучи боялся и трепетал
пророка, который имел только одну милоть. Таковы были иудеи, но
не таковы апостолы. Поэтому последние, не смотря на свой малочисленность
и на пребывание в узах, показывали твердость камня; а те, при всем
своем множестве и вооружении являли слабость песка, и говорили:
"что нам делать с этими людьми" (Деян.4,16)? Видишь ли,
что в недоумении находятся не задержанные и связанные, но те, которые
задержали и связали их? Что может быть страннее этого? Ты держишь
– и недоумеваешь? Так и должно быть. Так как иудеи все построили
на песке, потому они и были слабее всех. Это же было причиной и
других слов их: что вы делаете, желая "навести на вас кровь
Того Человека" (Деян.5,28)? Что это говоришь ты? Ты мучишь,
и ты же страшишься? Ты гонишь, и ты же ужасаешься? Ты судишь, и
сам же трепещешь? Вот как бессилен порок? Но апостолы не так говорили:
"мы не можем не говорить, что видели и слышали" (Деян.4,20).
Видишь ли, высокий их дух? Видишь ли камень, посмеивающийся волнам?
Видишь ли дом неподвижный? И, что всего удивительнее, апостолы не
только не страшились всех наветов вражеских, но делались еще гораздо
дерзновеннее и своих врагов ввергали в большее беспокойство. Тот,
кто ударяет в адамант, сам поражается; тот, кто идет против рожна,
сам прободается и получает жестокие раны. Подобным образом, и наветующий
добродетельным сам подвергается опасностям. Порок бывает тем слабее,
чем более вооружается против добродетели. И как тот, кто берет огонь
в одежду, пламень не погашает, а притесняет и заключает в узы, их
через то самое делает блистательнее, а себя самого губит. И подлинно:
чем более потерпишь несчастий, ведя строгую жизнь, тем сделаешься
крепче; чем более станешь держаться любомудрия, тем менее будешь
иметь нужды, а чем менее будешь иметь нужды, тем более укрепляешься
и всех превосходишь. Таков был Иоанн, почему его никто не мог опечалить;
напротив, он опечалил Ирода. Тот, не имея ничего, восстал против
властелина; а этот обличенный в диадему, багряницу и другие бесчисленные
украшения, трепещет и страшится лишенного всего; и даже не мог взирать
без ужаса на его отсеченную голову. А что Ирод и по смерти Иоанна
имел сильный страх, то послушай, что он говорит: "это есть
Иоанн, которого я убил" (Лк.9,9). Слово "убил" показывает,
что Ирод не превозносился этим, но укрощал свой страх и побуждал
свой мятущуюся душу припомнить, что он убил Иоанна. Добродетель
так сильна, что и по смерти могущественнее живых. Потому же и при
жизни Иоанна приходили к нему обладавшие великим богатством, и вопрошали
его: "что нам делать" (Лк.3,10)? Столько вы имеете, и
хотите узнать путь к вашему счастью от того, который ничего не имеет?
Богатые – от нищего? Богатие – от не имеющего даже и дома? Таков
был и Илия, почему с таким же дерзновением говорил к народу. Иоанн
говорил: "порождения ехиднины" (Мф.3,7); а этот: "долго
ли вам хромать на оба колена" (3 Цар.18,21)? Этот говорил:
"убил, и еще вступаешь в наследство" (3 Цар.21,19); а
тот: "не должно тебе иметь ее" (Мф.14,4). Видишь ли камень,
видишь ли, как легко дом, построенный на песке, распадается? Как
легко он уступает напастям? Как легко зыблется, хотя бы он принадлежал
царю, хотя бы народу, хотя бы властелину? Порок делает своих последователей
безрассуднейшими; и дом, построенный на песке, распадается не просто,
но с великим бедствием. "И было падение его великое",
- говорит Спаситель. И в самом деле, здесь опасность угрожает не
малодвижным вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных благ.
Но и прежде того порочный будет проводить жизнь самую несчастную,
сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными
беспокойствами, на что указывая, Премудрый говорит: "нечестивый
бежит, когда никто не гонится за ним" (Притч.28,1). Действительно,
таковые люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, рабов,
знакомых и незнакомых, и таким образом, прежде вечных мучений еще
здесь терпят жесточайшее мучение. Показывая все это, Христос и сказал:
"И его падение было великое". Таким образом, и настоящими
бедствиями сильно убеждая самых упорных неверных избегать пророка,
Он сделал приличное заключение Своим благим заповедям. Хотя слово
о будущем и важнее, но людей, слишком огрубевших, изображение настоящего
более могло обуздать и отклонить от порока. Поэтому Спаситель и
заключил Свою проповедь таким изображением, чтобы польза от исполнения
Его заповедей для слушателей была ощутительнее. Итак, зная все это,
как настоящее, так и будущее, будем убегать порока и поревнуем о
добродетели, чтобы нам не напрасно трудится, но чтобы в настоящей
жизни насладится безопасностью, и в будущей сделаться причастниками
славы, которую все мы да сподобимся получить благодатью и человеколюбием
нашего Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь.
Беседы: 1, 2,
3, 4, 5,
6, 7, 8,
9, 10, 11,
12, 13, 14,
15, 16, 17,
18, 19, 20,
21, 22, 23,
24, 25, 26,
27, 28.
|