Ср. катехизис.
Призвание.
Человек.
СОЮЗ / ЗАВЕТ7
Богу угодно привести людей к жизни общения с Ним. Эту именно мысль, основоположную
для учения о спасении, выражает тема С. В ВЗ все религиозное мышление определяется
ею, причем с течением времени мы видим ее постепенное углубление. В НЗ
она приобретает несравненную полноту, ибо отныне ее содержанием является
вся тайна Иисуса Христа.
ВЗ
Прежде чем обозначать отношения людей с Богом, понятие «союз» (берит)
принадлежало к области социального и юридического опыта. Люди связываются
между собою посредством договоров и контрактов, к-рые дают договаривающимся
права и возлагают на них обязанности - чаще всего взаимные. Мирные соглашения
(Быт 14.13,21 слл; 26.28; 31.44 слл; 3 Цар 5.26; 15.19), братские союзы
(Ам 1.9), договоры о дружбе (1 Цар 23.18) и даже брак (Мал 2.14) - все
это соглашения между равными группами или лицами в целях взаимопомощи.
Бывают и договоры неравные, когда сильный обещает свое покровительство
слабому, обязующемуся со своей стороны ему служить: на древнем Востоке
широко применялись такие вассальные пакты и библ. история дает Нам несколько
таких примеров (Ис Нав 9.11-15; 1 Цар 11.1; 2 Цар 3.12 слл). В этих случаях
ч-к нижестоящий может испрашивать С.; но сильнейший соглашается на это
по своему усмотрению и устанавливает свои условия (ср Иез 17. 13 сл). Заключение
договора происходит по обряду, освященному обычаем. Стороны связывают себя
клятвою. Рассекают надвое животных и проходят между кусками, произнося
проклятия на возможных нарушителей (ср Иер 34.18). Наконец, в память об этом договоре сажают дерево или ставят камень,
к-рые будут отныне его свидетелями (Быт 21.33; 31.48 слл). Таков основной
опыт, исходя из к-рого Израиль представлял себе свои отношения с Богом.
I. СИНАЙСКИЙ СОЮЗ-ЗАВЕТ
Тема С-3 вошла в ВЗ очень рано: она существует в исходной точке всего
религиозного мышления ВЗ и отличает ее от всех религий соседних народов,
почитавших божества, олицетворявшие силы природы. У Синая освобожденный
народ вступил в С. с Ягве, и поклонение Ягве стало его национальной религией.
С., о к-ром идет речь, очевидно, не договор между равными; он аналогичен
договорам о вассальности: в Своей суверенной свободе Ягве решает даровать
Израилю Свой С., и Он предписывает Свои условия. Однако, это сравнение
не следует проводить слишком далеко, так как Синайский С-3 - явление особого
порядка, именно потому, что он касается Бога: с самого начала в нем открывается
основная сторона спасительного Божия замысла.
1. Завет в замысле Божием. - Уже в явлении неопалимой купины Ягве
открыл Моисею и Свое Имя и Свой замысел относительно Израиля: Ему
угодно освободить Израиля из Египта, чтобы поселить Его в земле Ханаанской
(Исх 3.7-10,16 сл), ибо Израиль - «Его народ» (S.10), и Его воля - дать
ему землю, обещанную его отцам (ср Быт 12.7; 13.15). Итак, со стороны Бога
Израиль является предметом Избрания и носителем обетования.
исход из Египта подтверждает затем откр., данное на Хориве:
освобождая Свой народ, Бог показывает, что Он - владыка и может принуждать
к повиновению Своей воле; освобожденный народ отвечает на это событие верою
(Исх 14.31). После этого Бог может открыть Свой замысел С-3.: «Если вы
будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом
из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у меня царством священников
и народом святым» (Исх 19.5 сл). Эти слова подчеркивают незаслуженную Израилем
милость Избрания Божиего: Израиль избран
Богом без заслуг со своей стороны (Втор 9.4 слл), только потому, что Бог
его любит и держит клятву, к-рую Он дал его отцам (Втор 7.6 слл). Отделив
его от языч. народов, Бог предназначает его всецело Себе: Израиль будет
Его народом, будет служить
Ему ( культ) и будет Его царством. Со Своей стороны, Ягве
предоставляет ему помощь и покровительство: ведь уже во время исхода Он
его «носил как бы на орлиных крыльях и принес (его) к Себе» (Исх 19.4).
Теперь, обращаясь к будущему, Он возобновляет ему Свои обетования: ангел Ягве пойдет перед ним, чтобы облегчить ему завоевание
земли обетованной; там Бог осыплет
его Своими благословениями и обеспечит
ему жизнь и мир (Исх 23.20-33). В замысле
Божием это момент исключительно важный, поскольку С-3. определяет все дальнейшее
развитие замысла Божия, хотя совокупность подробностей еще и не открыта
с самого начала.
2. Условия Союза. - Даруя Израилю Свой С-3. и Свои обетования,
Бог также предписывает Израилю некоторые условия, к-рые тот обязан будет
соблюдать. В переплетающихся между собою повествованиях Пятикнижия приводятся
несколько формулировок этих условий, сопровождающих заключение союза и
образующих 3акон. Из них первое касается поклонения одному Ягве и запрещения
идолопоклонства (Исх 20.3 слл; Втор 5. 7 слл). Отказ от
всяких компромиссов и от всяких союзов с языч. народами вытекает из этого
непосредственно (ср Исх 23.24; 34.12-16). Но из этого следует также, что
Израиль должен будет принимать все изъявления воли Божией, к-рые охватят
все его существование - политическое или религиозное - тесной сетью предписаний:
«Моисей ... предложил им все сии слова, к-рые заповедал ему Господь. И
весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним»
(Исх 19. 7 сл). Таково торжественное обязательство, соблюдение к-рого навсегда
обусловливает историческую судьбу Израиля. Народ Ягве находится на перекрестке
путей. Если он будет послушен, Божий благословения ему обеспечены;
если же он отвергнет слово, им данное, он сам обречет себя на проклятия
(ср Исх 23.20-33; Втор 28; Лев 26).
3. Заключение союза. - В сложном повествовании Исхода сохранены
указания на два различных обряда при заключении С. В первом Моисей, Аарон
и израильские старейшины принимают свящ. трапезу в присутствии Ягве, К-рого
они созерцают (Исх 24.1 сл,9 слл). Второй, по-видимому, воспроизводит богослужебное
предание, сохранившееся в северных святилищах. Моисей воздвигает двенадцать
камней от двенадцати колен и жертвенник для жертвоприношения. Он приносит жертвы, выливает
часть крови на жертвенник и окропляет ею народ в знак начинающегося единения
между Ягве и Израилем. Тогда народ торжественно обязуется соблюдать условия
С-3. (Исх 24.3-8). Кровь союза играет в этом обряде существенную
роль.
После того как С. был заключен, различные предметы служат для хранения
памяти о нем, свидетельствуя навеки о первоначальном обязательстве Израиля.
ковчег завета представляет собою
ларец, в к-рый положены «скрижали Свидетельства» (т.е. Закона); он - памятник
С-3. и знак присутствия Бога в Израиле (Исх 25.10-22; Числ 10. 33-36).
Скиния, в к-рой он поставлен, представляющая собою первый архетип будущего
храма, есть место, где встречаются Ягве и Его народ (Исх
33.7-11). Ковчегом завета и Скинией собрания отмечено центральное место
культа, где союз колен воздает Ягве официальное поклонение
избранного Им народа, что, впрочем, не исключает существования других культовых
мест. Так знаменуется постоянная связь израильского богослужения с Синайским
С-3. - первоначальным актом, к-рым была основана нация. Эта связь и придает
израильским обрядам их особый смысл, несмотря на все имеющиеся в них заимствования;
надо сказать, что и весь Закон не имел бы смысла, если бы он не определялся
С-3., условия к-рого он выражает.
4. Смысл и пределы Синайского С-3. - Синайский С-3. открыл
в окончательном виде одну из основных сторон замысла о спасении: Богу угодно
привлечь к Себе людей, образуя из них культовую общину, посвящающую себя
служению Ему, управляемую Его законом и являющуюся носительницей Его обетовании.
НЗ осуществит этот Божий замысел во всей его полноте. У Синая осуществление
начинается, но во многих отношениях остается еще неопределенным и несовершенным.
Хотя С-3. является свободным даром Бога Израилю, иначе говоря - благодатным
даром, его договорная форма как будто связывает замысел о спасении с исторической
судьбой Израиля, и она может породить соблазн видеть в спасении как бы
награду за некую ч-скую верность. Кроме того, его ограничение
пределами только одного народа плохо вяжется с универсализмом Божиего замысла,
столь же ясно утверждаемым в нем. Наконец, земной объект Божиих обетовании
(земное благополучие Израиля) также таит в себе опасность заслонить религиозную
цель С-3.: установление царства Божия в Израиле и через Израиль по всей
земле. Несмотря на эти ограничения, дальнейшая жизнь Израиля и последующее
развитие откр. определяются Синайским С-3.
II. С-3. В ЖИЗНИ И МЫШЛЕНИИ ИЗРАИЛЯ
1. Возобновления союза. - Нет достаточных оснований утверждать,
что союз ежегодно возобновлялся в израильском культе. Но все же Второзаконие
сохранило указания на священнодействие, предполагающее возобновление такого
рода с перечнем обрядовых проклятий (Втор 27.2-26) и с торжественным чтением
Закона (Втор 31.9-13,24-27; 32. 45 слл); но последнее предусматривается
только раз в семь лет (31.10), и соблюдение этого обычая в древнюю эпоху
не поддается проверке. Легче установить действительное возобновление С.
в нек-рые поворотные моменты истории. Иисус Навин возобновляет его в Сихеме,
и народ вновь принимает свое обязательство в отношении Ягве (Ис Нов 8.30-35;
24.1-28). За договором Давида с израильскими старейшинами (2 Цар 5.3) следует Божие
обетование: Ягве дарует Свой С-3. Давиду и его роду (Пс 88.4 сл,20-38;
ср 2 Цар 7.8-16; 23.5), лишь при условии верного соблюдения Синайского
С-3. (Пс 88.31 слл; 131.12; ср 2 Цар 7.14). Молитва и благословение Соломона
при освящении храма связаны и с этим Давидовым и с Синайским С., вещественное
напоминание о к-ром сохраняется в храме (3 Цар 8.14-29,53-61). Такие же
возобновления происходят при Иоасе (4 Цар 11.17) и в особенности при Иосии,
к-рый следует при этом обряду, изложенному во Второзаконии (4 Цар 23.1
слл; ср Исх 24.3-8). В весьма сходной обстановке представляется и торжественное
чтение Закона Ездрой (Неем 8). Т. обр. мысль о С-3. остается той руководящей
идеей, к-рая служит основой для всех религиозных реформ.
2. С-3. в понимании пророков. - Слово пророков ссылается постоянно на С-3. Когда они единогласно
обличают неверность Израиля своему Богу, когда возвещают катастрофы, грозящие
греховному народу, они все это ставят в зависимость от Синайского 3., от
его требований и сопровождавших его проклятий. Но, чтобы сохранить живым
учение о С. в умах своих современников, пророки вскрывают в нем новые стороны,
к-рые в древнем предании содержались еще только потенциально. Первоначально
С. представлялся, в особенности с юридической стороны, как договор между
Ягве и Его народом. Пророки вносят в него эмоциональность, разыскивая в
ч-ском опыте иные аналогии для объяснения взаимоотношений между Богом и
Его народом. Израиль - стадо, Ягве - Пастырь. Израиль - виноградник, Ягве - виноградарь. Израиль
- сын, Ягве - Отец. Израиль - жена, Ягве - Муж. Эти образы, в особенности
последний из них, выявляют Синайский союз как дело любви (ср Иез 16.6-14),
- заботливой и бескорыстной Божией любви, вызывающей в ответ любовь, выражаемую
послушанием. Плоды этого углубления собраны в духовном
учении Второзакония: если оно без устали напоминает о требованиях, обетованиях
и угрозах С-3., то для того, чтобы лучше подчеркнуть любовь Божию (Втор
4.37; 7.8; 10.15), ожидающую любви от Израиля (Втор 6.5; 10.12 сл; 11.1).
Таков фон, на к-ром отныне выделяется основное положение С.: «Вы народ
Мой, а Я Бог ваш». Естественно и здесь любовь Израиля к Богу должна выразиться
в повиновении ( послушание). Народ вынужден принять решение, к-рое для
него является выбором между жизнью и смертью
(Втор 30.15...). Таково последствие заключенного им союза.
3. Синтез священной истории. - Параллельно с проповедью пророков
размышление свящ. историков над прошлым Израиля имеет своей исходной точкой
учение о С-3. Уже ягвистский писатель связывал Синайский С-3. с более древним
союзом, заключенным Авраамом и являвшимся жизненной средой первых обетовании
(Быт 15). Книжники Второзакония, рисуя ход истории от времен Моисея до
разрушения Иерусалима (с Ис Нов по 4 Цар), не имеют иной цели, как только
представить выпукло в фактах применение Синайского договора: Ягве выполнил
Свои обещания; но неверность Его народа заставила Его наложить на народ
и предусмотренные наказания. Таков смысл разрушения как Самарии (4 Цар 17.7-23),
так и Иерусалима (4 Цар 23.26 сл). Когда, во время пленения, свящ. историк
описывает исполнение замысла Божия от сотворения мира до эпохи Моисея,
Божий Завет служит ему руководящей нитью: после первого неприятия ч-ком
творческого замысла и после катастрофы потопа С. с Ноем приобретает поистине
вселенский характер (Быт 9.1-17); после второго противления ч-ка этому
замыслу и Вавилонского рассеяния С. с Авраамом суживает замысел Божий до
пределов одного только потомства патриарха (Быт 17.1-14); после испытания
в Египте Синайский С-3. подготовляет будущее, основывая народ Божий. Так
понимает Израиль смысл своей истории, обосновывая это понимание на Синайском
договоре.
III. К НОВОМУ СОЮЗУ-ЗАВЕТУ
1. Нарушение древнего союза. - Пророки не только углубили учение
о С-3., подчеркнув то, что было заложено в Синайском договоре, но, обратив
взоры к будущему, они дали общую картину начинающейся вокруг них трагедии
народа Божия. Вследствие неверности Израиля (Иер 22.9) древний договор
оказывается нарушенным (Иер 31.32), как брак нарушен прелюбодеяниями супруги (Ос 2.4; Иез 16.15-43).
Бог не брал на Себя почина этого нарушения, но Он делает выводы из него:
Израиль в своей истории претерпит справедливую кару за свою неверность;
таков будет смысл его национальных испытаний - разрушения Иерусалима, пленения, рассеяния.
2. Обещание нового союза. - Несмотря ни на что, открытый
Богом замысел союза сохраняется неизменным (Иер 31.35 слл; 33.20 сл). Поэтому
будет новый союз в конце времен. Осия намечает его чертами нового обручения,
к-рое будет включать у супруги любовь, правду, верность, познание Бога и восстановит
мир между ч-ком и всем творением
(Ос 2.20-24). Иеремия уточняет, что тогда изменятся сердца ч-ские, ибо в них будет вписан
Закон Божий (Иер 31.33 сл; 32.37-41). Иезекииль возвещает заключение вечного
союза, союза мира (Иез 36.26), возобновляющего и Синайский (Иез 16.60)
и Давидов (34.23 сл) союз, с ним придут изменение сердец и дар Духа Божия
(36.26 слл). Так осуществится намеченное некогда задание: «Вы будете Моим
народом, а Я буду вам Богом» (Иер 31.33; 32.38; Иез 36.28; 37.27).
В кн. Утешения этот эсхатологический союз вновь приобретает черты брака
Ягве с новым Иерусалимом (Ис 54): это союз нерушимый, как тот, в к-ром
Бог клялся Ною (54.9 сл), союз, возникающий из милостей, обещанных Давиду
(55.3). Его осуществитель - таинственный Отрок, К-рого Ягве «поставит в
завет для народа, во свет
для язычников» (42.6; 49.6 слл). Т. обр. видение дивно расширяется. Замысел
о С-3., господствующий над всей историей ч-ства, достигнет своего апогея
при конце времен. Открытый еще несовершенно в С-3. с патриархами, с Моисеем,
с Давидом, он наконец осуществится в своем совершенстве, одновременно внутреннем
и вселенском, через посредничество Отрока Ягве. Конечно, ход истории Израиля
будет продолжаться. Иудейские установления, исходной точкой к-рых был Синайский
договор, стали носить название «святого Завета» (Дан 11. 28 слл). Но на
деле эта история будет обращена к будущему, к новому С., к НЗ.
НЗ
Пользуясь греч. словом δίαθήхη для перевода
еврейского берит, LXX сделали многозначительный выбор, к-рому суждено
было оказать влияние на хр-нскую терминологию. В эллинистическом правовом
языке это слово означало акт, по к-рому кто-либо распоряжается своим имуществом
(завещание) или объявляет о своей воле, исполнение к-рой должно быть обязательным.
Ударение ставится не столько на юридический характер соглашения, сколько
на авторитет того, кто этим путем устанавливает ход вещей. Применяя это
слово, греч. переводчики подчеркнули одновременно и трансцендентность Бога
и Его снисхождение, положившее начало Израильскому народу и его Закону.
I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА-СОЮЗА ИИСУСОМ
Слово διαθήхη содержится во всех четырех
повествованиях о Тайной Вечере, в контексте, значение к-рого совершенно
исключительно. Взяв хлеб и раздав его со словами: «Примите и едите, это
есть Тело Мое», Христос берет чашу с вином, благословляет ее и передает
дальше. Наиболее краткая формулировка сохранена у Марка: «Это есть кровь
Моя, кровь завета, изливаемая за многих» (Мк 14. 24); Матфей добавляет:
«для отпущения грехов» (Мф 26.28). У Луки и Павла написано: «Эта чаша есть
новый завет в Моей крови» (Лк 22.20; 1 Кор 11.25), и только у Луки: «за
вас изливаемая». Передача чаши - обрядовое действие. Произнесенные слова
связывают его с делом, к-рое Христос готовится совершить: с Его смертью, вольно принятой для искупления многих.
Из этого видно, что Христос смотрит на Себя как на страждущего Раба (Ис
53.11 сл) и воспринимает Свою смерть как искупительную жертву умилостивления (ср 53.10). Так Он
становится тем Посредником союза, о К-ром уже говорится в кн. Утешения
(Ис 42.6). Но «кровь завета» напоминает также о том, что Синайский союз
был заключен на крови (Исх 24.8): приношение в жертву животных теперь заменяется
новым жертвоприношением, кровь к-рого действенно осуществляет окончательное
единение между Богом и людьми. Так исполняется обетование «нового завета»,
предвозвещенного Иеремией и Иезекиилем: благодаря крови Христа изменятся
сердца ч-ские и будет дарован Дух Божий. В крестной смерти Христа, к-рая
есть и Пасхальная жертва, и жертва завета, и жертва искупительная,
исполняются многообразно предвозвещавшие ее ВЗ-ные прообразы. А так как
это событие актуализируется в каждом священнодействии, к-рое Иисус повелел
«творить в воспоминание о Нем» (1 Кор 11.25), то именно через осуществляемое
верою участие в Евхаристии верные будут соединены самым тесным образом
с тайной нового союза и наделены его благодатными дарами.
II. ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО СОЮЗА
1. Апостол Павел. - Тема С-3., поставленная Самим Христом в центр
хр-ского культа, проникает весь НЗ, даже там, где на нее прямо не указывается.
В своих доводах против иудействующих, считающих необходимым соблюдение
Закона, данного в Синайском завете, Павел говорит, что прежде даже, чем
появился Закон, другое волеизъявление Божие (διαθήхη)
уже было высказано в ясной и должной форме: обетование,
данное Аврааму. Закон не мог упразднить этого волеизъявления. А Христос
есть исполнение Обетования (Гал 3.15-18). Следовательно, спасение получают
верою в Него, а не соблюдением Закона. Такой взгляд подчеркивает определенный
факт: древний союз сам был включен в необусловленное ничем домостроительство
Божия благоизволения, домостроительство обетования, установленное Богом
по Своему свободному решению. НЗ представляет собой тот конечный предел,
к к-рому это домостроительство вело. Павел не отрицает того, что данное
на Синае «волеизъявление» происходило от Бога: возобновлявшиеся «заветы»
составляли одно из преимуществ Израиля (Рим 9.4), к-рому язычники до сих
пор оставались чуждыми (Еф 2.12). Но если это волеизъявление сопоставить
с тем, к-рое Бог теперь открыл во Христе, то становится ясным превосходство
нового завета над древним (Гал 4.24 слл; 2 Кор 3.6 слл). В новом завете
грехи снимаются (Рим 11.27); Бог обитает среди людей (2 Кор 6.16); Он изменяет
сердца людей и дает им Духа Своего (Рим 5.5; ср 8.4-16). Это уже не завет
буквы, но завет Духа (2 Кор 3.6), приносящий с собою свободу детей Божиих
(Гал 4.24). Он достигает до язычников, как и до народа Израильского, ибо
кровь Христа восстановила единство рода ч-ского (Еф 2. 12
слл). Возвращаясь к перспективам пророческих обетовании, к-рые он видит
осуществившимися во Христе, Павел создает общую схему истории ч-ства, где
тема союза является путеводной нитью.
2. Послание к Евреям под несколько иным углом зрения осуществляет
параллельный синтез тех же элементов. Через крестную смерть Христос-Священник вошел в небесное святилище.
Он там навеки перед Отцом ходатайствует за нас и устанавливает наше общение
с Ним. Так осуществляется новый завет, возвещенный Иеремией (Евр 8. 8-12;
Иер 31.31-34), завет «лучший» ввиду превосходства его Посредника (Евр 8.6;
12.24), завет, запечатленный кровью, как и первый (Евр 9.20; Исх 24.8),
но уже не кровью животных, а кровью Самого Христа, пролитой для нашего
искупления (Евр 9.11 сл). Это новое установление было подготовлено
предшествующим, но оно оставляет его позади, так что было бы напрасным
держаться за то, что должно исчезнуть (8.13). Как в завещании то или иное
указанное в нем предписание входит в силу со смертью завещателя, так смерть
Иисуса ввела нас во владение обетованным наследием
(Евр 9. 15 слл). Древний союз не был совершенен, ибо он имел «тень
будущих благ» (Евр 10.1) и был их прообразом, лишь в несовершенной степени
обеспечивая встречу людей с Богом. Новый же союз совершенен, ибо Христос
- наш Первосвященник - обеспечивает нам навеки доступ к Богу (Евр 10. 1-22).
Очищение от грехов, соединение людей с Богом - вот что достигнуто Иисусом
Христом, ставшим «кровью завета вечного, Пастырем овец великим» (Евр 13.20).
3. Другие тексты. - В других НЗ-ных книгах говорится о плодах
креста Христова в выражениях, напоминающих тему С-3., хотя ВЗ прямо не
цитируется. Больше чем Израиль на Синае мы стали «царственным священством, народом святым» (1 Петр 2.9; ср Исх 19.5
сл). Это преимущество распространяется теперь на общину, в к-рую входят
люди «из всякого колена и языка и народа и племени» (Откр 5.9). Все же
в земной жизни осуществление нового С. имеет ограничения. Поэтому созерцать
его надо в эсхатологической перспективе небесного Иерусалима: «в этой скинии Бога с человеками», «они будут
Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21.3). Новый С. свершается
в браке Агнца и Церкви, Его Невесты (Откр 21.2,9).
Рассмотрев соответствующие тексты Писания, мы видим, что тема С-3. согласует
все прочие темы, служившие от ВЗ до НЗ для определения отношений между
Богом и людьми. Чтобы вполне уяснить ее содержание, надо также коснуться
тем усыновления (сын), любви, общения. Особенно надо обратиться к подвигу,
к-рым Христос основал новый С-3.: принесением в жертву Своего Тела и пролитием
Своей Крови Он соделал людей Своим Телом. ВЗ пребывал еще в незнании этого
дара Божия; однако ВЗ-ные история и установления предначертали его, хотя
и прикровенно, ибо все в них уже относилось к С. между Богом и людьми.
JGi & PG
Cм.: Авраам II 1 - благословение
2 - брак ВЗ II 3 - вера ВЗ I - верность
- грех II 1 - Давид
0,3 - друг 1 - Евхаристия IV.V - единство
II - жертва ВЗ III 1, НЗ 1 - Закон А 1, Б - замысел
Божий ВЗ I - знать ВЗ 3 - избрание
- Израиль ВЗ 1, НЗ 2 - Искупление ВЗ - истина ВЗ 1,2 -
ковчег Завета - культ
- любовь I - мир
I 1 ,2; II 3 а - Моисей 0,2,3 - народ
А I 1, II 1, Б I, В I - наследство
ВЗ - новый II 3, III
2 - Ной 1 - освобождение II 2 - память - посредник - потоп
1,3 - прелюбодеяние 2 - призвание II - Пятидесятница I 2 - Раб Божий I,
II 2 - радость - соль 2,3 - супруг - трапеза
II, III
|