ИСХОД
См. катехизис. См. Евр. 3, 15.
Греч, слово «,έξοδος»,
в точное подражание к-рому образовано слав, слово «исход», означает «путь
к выходу» или «действие выхода, ухода». В Библии оно служит в особенности
для обозначения ухода Евреев из Египта или, в распространительном смысле,
всего их долгого, сорокалетнего странствования из Египта в Землю обетованную
через пустыню (Исх 3.7-10), различные этапы к-рого рассказаны
в Пятикнижии (Исх, Числ, Втор). В иудейском и хр-ском сознании это событие
стало образцом и залогом всякого освобождения, совершаемого Богом на благо
Своего народа.
ВЗ
1. Первый Исход. - И. - действительное рождение народа
Божия, совершившееся в крови (Иез 16.4-7). Именно тогда Бог вызвал к жизни
Израиля (Втор 32.5-10) и стал для него, в бесконечно более совершенном
смысле, чем Авраам, отцом,
преисполненным любви и заботы (Ос 11.1; Иер 31.9; Ис 63.16; 64.7). Т. обр.
И. - знамение любви Божией и залог спасения: освободив однажды народ Свой
из египетского рабства, Бог будет спасать его и в час опасности, угрожающей
ему от Ассирии (Ис 10. 25 слл; Мих 7.14 сл) или от Вавилона (Иер 16.14
сл; Ис б З-64; ср Пс 106.31-35; Прем 19). На эту заботу Божию о нем, проявившуюся
в чудесных И., Израиль ответил одной неблагодарностью (Ам 2.10; Мих 6.3
слл; Иер 2.1-8; Втор 32; Пс 105; ср песнопения последования святых и спасительных
Страстей Г. Н. Иисуса Христа, в особенности антифоны 6 и 12 на утрени Страстной
Пятницы), он не остался верен тому идеальному образу жизни, к-рый он вел
в пустыне (Ос 2.16; Иер 2.2 сл).
2. Новый Исход. - Народу, ставшему вследствие своей неверности
снова пленником, живущим в изгнании в Вавилоне, освобождение предрекается
как возобновление И. Снова Бог искупит Свой народ (Ис 63.16). Пусть все увечные и слабые
наберутся сил, чтобы быть готовыми к уходу (Ис 35.3-6; 40.1 сл; 41.10;
42.7-16; Соф 3.18 слл). Будет продолжен путь в пустыне (Ис 35.8 слл; 40.3; 43.19; 49.11; 11.16); Бог
изведет там воду, как некогда в Мериве (Ис 35.6 сл; 41.18; 43.20; 44.3;
48.21; ср Исх 17.1-7) и пустыня превратится в сад (Ис 35.7; 41.19). Как
некогда Чермное море, Евфрат расступится, чтобы пропустить караваны нового
И. (Ис 11.15 сл; 43.16 сл; 51.10), к-рые Сам Бог понесет на Своих крыльях
(Ис 46.3 сл; 63.9; ср Исх 19.4; Втор 32.11) и водителем к-рых Он будет
(Ис 52.12; ср Исх 14.19).
НЗ
Говоря об Иоанне Крестителе как о «голосе вопиющего в пустыне: приготовьте
путь Господу» (Мф 3.3 п; Ис 40.3), апостольское предание указывало, что
искупительное дело Христа явилось совершением тайны спасения,
прообразом к-рой был И. Оно также говорило о Христе как о новом 'Моисее,
возвещенном во Втор 18.18 (Деян 3.15,22; 5.31; 7.35 слл).
1. Ап. Павел только слегка касается этой темы: Христос - подлинный
пасхальный Агнец, закланный за нас (1 Кор 5.7), и чудесные события И. (переход
через Чермное море, манна, вода из камня) были образами духовных реальностей, принесенных Христом (1 Кор
10.1-6).
2. Ап. Петр развивает эту тему в перспективе, более связанной
с Церковью. Будучи искуплены кровью Непорочного Агнца (1 Петр 1.18 сл;
ср Исх 12.5; Ис 52.3), хр-не «призваны» (1.14 сл; ср Ос 11.1) из тьмы к
свету (2.9; ср Прем 17-18). Они освобождены от распутной жизни, к-рую вели
прежде в язычестве (1.14-18; 4.3), дабы образовать новый народ
Божий (2.9 сл; ср Исх 19.6; Ис 43.20 сл), народ, управляемый Законом
святости (1.15 сл; ср Лев 19.2). Очищенные окроплением кровью Христа, они
отныне избраны к послушанию Богу (1.2,14,22; ср Исх 24.6 слл) принесением
Ему духовных жертв ( культ) (2.5; ср Исх 4.23). Препоясав чресла (1.13; ср
Исх 12.11), они готовы идти по пути, к-рый должен их привести в небесное
отечество (1.17).
3. Ап. Иоанн дает разработанное богословское учение. Освободившись
кровью пасхального Агнца от рабства Диаволу (Ин 1.29; 8.34 слл; 19.36;
1 Ин 3.8), хр-не направляются к Царству Небесному. Они питаются Христом,
хлебом живым, сошедшим с неба (Ин 6.30-58; ср Исх 16), и утоляются водой, истекающей из Его ребра (7.37
сл; 19.34; ср Исх 17.1-7). Уязвленные грехом, они исцеляются, «взирая»
на Христа, вознесенного на крест (3.14; 19.37; ср Числ 21.4-9). Следуя
за Ним - светом мира (8.12; ср Исх 13.21 сл), - они со временем придут
к Отцу (12.26; 13.8; 14.3; 17.24). В день Своего воскресения Христос первым
совершил Свою Пасху, Свой «переход от мира сего к Отцу» (13.1), и оттуда
Он, «вознесенный от земли, привлекает к Себе всех людей» (12.32); а они
в свою очередь совершат свой окончательный И., когда «перейдут» от «нижнего»
мира к «вышнему» (5.24).
4. Откр. Ин. дает приблизительно ту же перспективу, что I Посл.
Петра. Хр-не кровью Агнца искуплены от «земли», от лукавого мира, порабощенного Сатаной
(14.3), с тем, чтобы образовать царство священников, возвещенное Богом
в Исх 19.6 (Откр 5.9 сл). Это - возобновление древнего Союза-Завета между Богом и людьми (11.19;ср Исх 19.16).
Написанное в период гонения, Откр. Ин. звучит как победная песнь. Воспоминание
о Чермном море (15.3 слл; ср Исх 14-15) служит указанием на скорое поражение
врагов народа Божия, к-рые будут уничтожены Словом Божиим, как некогда египетские первенцы (19.11-21;
ср Прем 18.14-18). Придя в среду Своего народа, чтобы пребывать с ним (21.1-3),
Бог дает ему победу, ибо имя Божие - «Он есть»,
тогда как всякая тварь - ничто (11.17; 16.5; ср Исх 3.14). - В канун Пасхи
хр-не поныне вспоминают эту эпопею И. пением Славно бо прославися
(в лат. обряде: Exultet).
МЕВ
Ср.: Агнец Божий 2 - Искупление ВЗ 1 - Моисей - море
2 - новый II 1 -
облако I - освобождение II 1 - паломничество - Пасха I 2,4 -
плен II 3 - пустыня - путь
I, III - спасение ВЗ I 1
|